RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

БИОАДЕКВАТНЫЕ УРОКИ

    В фундаментальных работах Н.В.Масловой, в работах Н.В.Антоненко разработана методика проведения биоадекватных уроков, краткие цитаты из них показывают суть этой методики.

    "Биоадекватная (природосообразная) релаксационно-активная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма.

   Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющегося неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для человека принципах усвоения информации. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже [4], естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа.

    На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, апеллирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На третьем этапе – логическом - следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве личности.

    Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса. Он осуществляется через чувственное образное восприятие к символьному алгоритмическому “свёртыванию” чувственно-логической информации и её дискурсивно-логическому осмыслению, к аккомодации в сознании через слово-образ единого информационного функционального блока – мыслеобраза по конкретной теме как голографической единице мышления. От одного биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов [1]. В результате изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных затрат, “лёгкостью” и системностью усвоения информации, так как изучаемые явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой."

   Подробнее о биоадекватных уроках можно прочитать в монографии Н.В.Масловой "Ноосферное образование" и в ее статьях, размещенных на сайте (1, 2, 3, 4), а также в статьях Н.В.Антоненко (5, 6, 7).

Ниже даются примеры содержания биоадекватных уроков, разработанных ведущими учителями, которые освоили методику ноосферного образования.

Разработка урока по литературе: “Модернизм” (Т.С.Синявская)

Разработка урока по литературе: “Эволюция лирического героя А.Блока” (Т.С.Синявская)

Урок математики в 5 классе (И.Е. Ванцян)

Зачем математику слон? (И.Е. Ванцян)

ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

О БИОАДЕКВАТНЫХ УЧЕБНИКАХ

Один из многочисленных отзывов учеников о биоадекватных уроках, которые прошли в Московской школе № 953 во время проведения конкурса "Vivat, учитель" в апреле 2004 года.

Отзывы учеников о биоадекватных уроках, которые прошли в  Якутии, Украине и в Калужской области.
     
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004                                                         

 
Hosted by uCoz