RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ - "МОДЕРНИЗМ"
(на основе биоадекватного метода обучения)
Разработала: учитель литературы гимназии №11 (г. Анжеро-Судженск) Синявская Т.С.

Тема: Модернизм.

Цель: создание установки на целостное восприятие и понимание картины общекультурной обстановки “серебряного века”, способствование целостному восприятию модернизма как способа изображения действительности во всем многообразии его течений, знакомство с концепциями мира и человека в различных течениях модернизма (символизме, акмеизме, футуризме).

Задачи:

    • поставить проблему переосмысления реализма как художественного метода;

    • ввести понятие “модернизм”, “декаданс”, “символизм”, “акмеизм”, “футуризм”;

    • создать условия для целостного видения модернизма как особого способа изображения действительности посредством проведения занятия в режиме REAL;

    • способствовать развитию ассоциативного мышления, созданию с помощью личностных ассоциаций картины мира каждого из течений модернизма в сознании учащихся;

    • акцентировать внимание на эстетических принципах каждого из течений;

    • способствовать выработке индивидуального восприятия и отношения к поэзии “серебряного века”, её эстетическим поискам;

    • помочь научиться узнавать практически принадлежность поэтических произведений и фрагментов к различным течениям модернизма на основании использования образов и эстетических принципов, характеристик для каждого из течений.

Структура урока.

I этап. А-фаза (активность). Беседа, постановка проблемного вопроса, создание учебной ситуации.

Модернизм и реализм. Реализм как способ изображения действительности. Почему реализм уступает позиции новому способу – модернизму?

II этап. Re-фаза (релаксация).

Приобретение новых знаний. Формирование мыслеобраза мира каждого из течений модернизма, и всего мира модернизма как части мира литературы в целом.

III этап. А-фаза.

“Выведение” образа информации на уровень словесного осмысления, визуального графического образа в рисунке. Формирование многоканальной связи между абстрактной информацией и личным образом.

IV этап.

Развитие темы. Акцентирование внимания на эстетических принципах, с помощью которых творится каждый из миров.

V этап.

Практическая работа с поэтическими текстами на закрепление полученных знаний.

 

 

I этап.

Оформление:

на доске: 1) заголовок “Модернизм”,

2) эпиграф к уроку: “Мятежный, богоищущий

серебряный век”

С. Маковский.

3) запись фрагмента статьи Н. Бердяева с характеристикой эпохи.

Ход этапа.

Беседа с классом, помогающая прояснить причины развития модернистских течений в литературе изучаемого периода.

  1. Тема нашего урока – “Модернизм”. Знакомо ли вам это слово? От какого оно образовано на ваш взгляд? Что означает “модерн”? (новый) Новый по отношению к чему? Почему вы считаете, что к реализму?

Чехов, Бунин, Куприн – что их объединяет? Писатели-реалисты.

В чем особенность реализма как метода? (Установка объяснять поведение человека социальными условиями, средой). Среда формирует характер человека – Обломов. В чем отличительная особенность реализма начала XX века? (человек вступает в противоборство со средой, изменяет её).

Итак, высшее достижение XIX в., “золотого века” русской литературы – реализм со своей концепцией мира и человека.

Эпоху, о которой мы начнем разговор сегодня, назвали “веком серебряным” с легкой руки Н. Бердяева, охарактеризовавшего это время так: “Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии <…>. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни”.

Как вы думаете, чего в первую очередь должны были коснуться изменения? Каких понятий?

Мир и человек.

Конечно, новое искусство по-новому осмыслило мир и место в нем человека.

Цель нашего занятия – понять, как видели художники, называвшие себя модернистами, т.е. “новыми”, мир и какое место отводили в нем человеку.

Сейчас мы отправимся с вами в путешествие, но оно будет очень необычным, поскольку путешествовать нам придется по мирам таинственным, загадочным, существующим параллельно друг с другом. Согласны?

II этап.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись сопровождающей этап музыки.

Займите удобное положение. Закройте глаза, расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги… Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными… Как вы красивы, когда улыбаетесь…

Представьте ваш любимый уголок природы или любое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы абсолютный хозяин. Представьте предметы или объекты, которые вам хочется видеть в этом месте покоя. Представьте краски, которые окружают вас… Представьте движения и звуки вашего места покоя… Представьте себя…как вы выглядите, когда вы отдохнули, когда избавились от бремени ненужных мыслей, мелочных забот? Как вы себя чувствуете, когда вы свободны от бремени запретов? Полюбуйтесь собой, если вам это нравится. Дорисуйте свой образ, если вам что-то хочется изменить в нем. Почувствуйте, нравится ли ему быть с вами? Подружитесь с ним. Почувствуйте, хочется ли ему летать”. Как вы чувствуете, что поможет вашему образу стать легким и невесомым? Найдите это в своём месте покоя. Почувствуйте, как вы отрываетесь от земли и парите в воздухе. Нравится ли вам это ощущение легкости, свободы, невесомости? Поблагодарите свой новый образ за то, что он помог вам ощутить себя легким, свободным, невесомым. Будьте искренни с собой. Пошлите свою любовь своему новому образу и своему месту покоя.

Представьте берег огромного лучезарного океана. Какой он? Какого он цвета? Какие предметы, объекты видите вы вокруг? Какие звуки слышите? Какие запахи ощущаете? Присядьте или прилягте на берегу, как вам хочется, как вам нравится. Хорошо ли вам здесь? Измените что-нибудь вокруг, если вам этого хочется. Побродите по кромке прибоя… почувствуйте ласковую прохладу воды… Попросите океан стать для вас символом мировой литературы… Посмотрите, как вспыхнули на его волнах слова “мировая литература”. Какие они? Поблагодарите океан за то, что он согласился стать для вас символом мировой литературы…

Зачерпните в ладони воды из набежавшей волны, почувствуйте её ласковую силу и мощь. Посмотрите, как утекает вода сквозь пальцы. Почувствуйте, как с ней уходит и тревожность, связанная с непознаваемой силой и мощью океана. Посмотрите – на вашей ладони осталась одна лучезарная капелька. Какого она цвета? Попробуйте, какой у неё вкус. Полюбуйтесь ею… Попросите океан, чтобы эта его капелька стала вашим проводником, путеводной звездочкой в мире литературы. Поблагодарите океан, пошлите ему свою любовь. Отпустите вашу капельку. Посмотрите, как ласково и весело улыбается она вам. Чувствуете, как хорошо ей в радостной стихии? Попросите капельку дать вам часть силы воды – текучей силы проникновения. Чувствуете, как вы изменяетесь, как наполняетесь внутренней силой?

Попросите капельку помочь вам постигнуть тайны течений в литературе начала XX века. Видите, как ярко засияла она путеводной звёздочкой? Полюбуйтесь ею… Поблагодарите… Почувствуйте свою легкость, невесомость, свободу и силу. Вы сильны, как океан, вы легки как воздух. Взлетайте! Посмотрите на океан сверху. Полюбуйтесь им. Видите, как вспыхивают на его поверхности слова “мировая литература”. Отыщите в его волнах свою путеводную звездочку-капельку. Последуйте туда, куда укажет она вам путь. Хорошо ли вам в воздушном океане? Как вы чувствуете, чего хочет ваша душа, раскрывая в этом полете крылья? Ощутите радость полета. Вы сильны, вы свободны, вы необыкновенно красивы…

Посмотрите: там, внизу, в океан мировой литературы вливается широкая и полноводная река. На её поверхности загораются слова “русская литература XII- конец XIX века”. Минуйте устье реки. Видите, как поблескивает в волнах ваша капелька, ваша путеводная звездочка и зовет всё дальше?

Смотрите: там, внизу, мощная и полноводная река русской литературы разделилась на два русла. На одном из них высвечиваются слова “Реализм”, на другом – “Модернизм”. Именно туда указывает вам путь ваша капелька.

Видите, рядом со словом “модернизм” серебрятся в речных волнах слова “серебряный век”.

Наш полёт продолжается. Почувствуйте, как вы наполняетесь ощущением свежести, силы и бодрости. Сверху вы видите, как русло “модернизм” разветвляется на три течения. Где же наша капелька? Посмотрите, она поблескивает в крайнем течении, на поверхности которого высвечивается слово “символизм” и дальше мерцает надпись “Символ – окно в Вечность”. Мы летим дальше и видим, как это течение разветвляется на два русла, разделенных туманной дымкой. Как вы чувствуете, хочется ли вам остаться здесь, в сером густом вязком тумане? Где ваша капелька? Видите, как поблескивает она в одном из двух рукавов реки, на котором высвечиваются слова “старшие символисты”. Наш путь лежит к истоку. Попросите вашу капельку стать для вас символом мира старших символистов. Видите, как изменяется ваша капелька, как увеличивается в размерах, как превращается в огромный шар? Видите, какой таинственный мир переливается внутри него? Слышите, какая неземная музыка звучит там? Почувствуйте, как сила капельки передается вам и вы становитесь частью этого мира. Видите, какие странные, таинственные тени лучатся, струятся, колыхаются вокруг вас? Слышите, как громче и стройней начинает звучать музыка вселенной? Чувствуете, как открывается в вашей душе дар интуиции, сверхчувственных озарений? Что говорит вам ваше шестое чувство? Что открывает вам ваше духовное зрение?

Серебряной звездой стремлюсь я в темноте,

Ни ветра не боясь, ни зноя, ни мороза,

Сквозь волны хаоса, куда всевластно грёза

Мой дух влечёт, где блещет на кресте

В сияньи пурпурном мистическая роза.

Александр Кондратьев

Видите эту розу? Полюбуйтесь ей. Какая она? Какого цвета? Какой у неё запах? Хочется ли вам прикоснуться к ней? Прикоснитесь! Что вы видите? Что это произошло вдруг? Куда исчезли и крест и роза? Слышите? Только музыка льется. Смотрите, что нас окружает теперь:

Тонкие, мягкие пятна…

Шумы бледнеют невнятно,

Светлые башни. Вдали

Светлые тени легли.

<…>

Зыблются краски… Во сне

Зыблется лист на окне.

Александр Добролюбов

Страшный, таинственный мир теней и музыки. Кто же хозяин этого мира? Кто царит здесь? Как вы чувствуете, хочется вашей душе увидеть его?

Я – бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Нина земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

Ф. Сологуб

Видите, как опускается покров ночи? Слышите, чувствуете, что несёт она вашей душе? Чарующие звуки неземной музыки?

Я хочу упиться чарами

Смутных чувств и белых снов –

При волшебном лунном трепете

В царстве фей и соловьев!

Я хочу безмолвной музыкой

Точно воздухом, дышать;

Уловить неуловимое.

Непостижное понять!

Иван Монечкин

Чувствуете, как влекут вас в таинственный мир неуловимых грёз, интуитивных озарений и неземной музыки волны поэзии старших символистов?

Освободитесь от колдовства чарующих звуков, поднимитесь над этим миром, посмотрите на него с высоты свободного полета вашей души. Видите, там, внизу, струится течение реки, на которой высвечиваются слова “старшие символисты”, а у самого истока дрожит и переливается капля-шар, символ мира старших символистов? Всмотритесь, видите как на её поверхности клубятся тени облаков?

Видите, как на поверхности одного облачка вспыхивают слова “Музыка Вселенной. Интуиция”, на поверхности второго – “Художник – “бог таинственного мира””, а на поверхности третьего – “Игра звуков и форм”.

Ощутите свободу и легкость полета. Проститесь с миром старших символистов, поблагодарите вашу капельку за то, что она согласилась открыть вам этот мир. Попросите вашего проводника вести вас дальше.

Видите, как клубится внизу густой и тяжелый туман серой долины. Почувствуйте, как легки и свободны вы, парящие высоко над поверхностью этого тумана, на котором зажигаются и гаснут буквы, складывающиеся в слово “декаданс”.

Ваш свободный полет устремлен туда, где уже ласково светится и улыбается ваша путеводная звёздочка-капелька, показывающая путь к истоку другого русла течения “Символизм”. На этом втором рукаве руки высвечиваются слова “младшие символисты”. Вдоль течения мы устремляемся туда, где у истока дрожит и переливается капелька, готовая стать символом мира младших символистов. Видите, как она увеличивается в размерах и превращается в огромный шар-мир. Слышите, как звучит внутри этого мира величественная космическая музыка. Посмотрите, в этом мире нет зыбкости колеблющихся теней-превращений. Видите, огромный звездный купол неба в густой предрассветной тьме открывается вам. Ощутите, как притягивает и завораживает вас созерцание звездных россыпей там, в бесконечном космосе. Почувствуйте, как переполняется ваша душа ожиданием вселенского откровения.

Ты рассыпала щедро узорами

Светляков золотые огни.

Благосклонными вещими взорами

На открывшего душу взгляни!

Черно-синими звездными тканями

Ты вселенной окутала сон.

Одинокий, с простертыми дланями,

Я взываю к царице Времён.

Видите, как все сильнее сгущается предрассветный мрак. Слышите, как усиливается звучание вселенского органа. Чувствуете, как нарастает ощущение мистической близости величайшей космической тайны. (В тени у глубокой колонны// Дрожу от скрипа дверей.// А в лицо мне глядит озаренный// Только образ, лишь сон о ней/.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, тоскуя и любя.

Посмотрите, как далеко за линией горизонта восходит

Чистая, словно мир, // вся лучистая –

золотая заря, // мировая душа // <…>

Травой шелестишь: “Я здесь // где цветы…//

Мир вам… И бежишь, как на пир,

но ты // - Там…

Взлетайте! Посмотрите на этот мир с высоты свободного полёта вашей сильной свободной души. Видите, там, внизу, от русла “Символизм” отходит течение “младшие символисты”, у истока которого дрожит и пере вает шар – символ мира младших символистов. Всмотритесь: исток реки теряется далеко за линией горизонта, где восходит золотой нимб зари. Видите на сером фоне обыденности высвечиваются слова “Ожидание прихода Божественной красоты, Мировой души, Вечной женственности, которая спасет мир”.

Попрощайтесь с миром младших символистов. Поблагодарите свою капельку за то, что она согласилась стать символом этого мира и приоткрыла вам его мистическую тайну.

Ощутите себя свободным и легким, сделайте последний круг над течением “символизм”, разветвляющимся у серой туманной долины на два русла “старшие символисты” и “младшие символисты”. Посмотрите на высвечивающиеся слова “символ – окно в Вечность”. Как вы чувствуете, чего хочет ваша душа, остаться здесь, в этом призрачном мире теней или отправиться дальше? Почувствуйте, ощутите радость свободного полёта свободной и сильной души. Найдите чистым и ясным взором свою путеводную звёздочку-капельку. Видите, как резвится и играет она в прозрачной и чистой воде реки, берущей своё начало в высоких горных вершинах. Посмотрите, как в водах этого течения, вливающегося в русло модернизма, искрятся слова: “Акмеизм. Akme – вершина, расцвет”. Послушайте, как добро журчит по камешкам вода. Посмотрите, какой ясный, красочный земной мир окружает вас. Трава, цветы, река, небо, деревья – какие они? Какого цвета? Как пахнут? Какие звуки издают? Опуститесь на траву или присядьте на камень – как хочется вашей душе, как нравится. Ощутите себя первым человеком в этом земном раю.

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имён.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн и ветхой мглы.

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.

Сергей Городецкий

Хорошо ли вам здесь? Оглянитесь. Видите:

(Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы - // Их очертания отчётливо ясны, // Все отушеваны старательно отливы, // Все жилы тонкие под кожицей видны/

Протяните руку, сорвите ароматное сочное яблоко. Какое оно? Какого цвета? Как пахнет?

Откусите кусочек – попробуйте на вкус.

Отдохните в этом первозданном раю, почувствуйте себя его первооткрывателем. Прислушайтесь. Слышите: треснула ветка. Кто там бродит? Видите, это жираф. Как скульптурны его формы, как грациозны движения, как живописен вид:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, как много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Оглянитесь: видите, действительно близится закат и нам пора прощаться с этим благословенным уголком. Поблагодарите его за то, что открыл вам простую и ясную прелесть земной жизни, дал вкусить от её плодов. Взлетайте! Посмотрите на этот мир с высоты своего свободного полёта. Видите, как от русла “модернизм” ответвляется течение, на поверхности которого высвечиваются слова “Акмеизм. Акме – вершина, расцвет”, а у истока его дрожит, переливается капля – символ мира акмеизма. Видите, в глубине её исток реки “акмеизм” теряется высоко в горных вершинах, а на поверхности этого земного мира высцвечиваются слова:

“Ясность, простота, красочность.”

“Живописность, скульптурность”

“Художник – Адам. Открытие земного мира”.

Ощутите радость свободного полета.

Посмотрите: наш проводник, наша путеводная звездочка уже зовет и манит вперед, в будущее, качаясь на волнах последнего течения, ответвляющкгося от русла модернизма. На поверхности этого последнего течения высвечиваются слова: “Футуризм. Вутурум – будущее”. А у истока броскими и яркими огнями сверкает шар – символ мира футуризма. На его поверхности загораются слова: “Художник – строитель нового мира. Мироздание – сцена, строительная площадка. слово – строительный материал. Принцип “сдвинутой конструкции”.

Заглянем внутрь. Видите: странная панорама открывается нам. На фоне космоса то ли сцена, то ли строительная площадка со странными домами, все конструкции которых смещены вкривь и вкось. Над всем этим возвышается подъемный кран, перемещающий с места на место искореженные конструкции, как детские кубики.

Слышите лязг и скрежет этого непрерывного процесса переустройства: ощущаете запах железа и краски?

Я сразу смазал карту будня

Плеснувши краску из стакана:

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

Кто же хозяин этого лязгающего мира, его строитель и творец?

Я, носящий весь земной шар

На мизинце правой руки –

Мой перстень неслыханных чар, -

Тебе говорю: Ты!

Ты вспыхнул среди темноты.

Так я кричу крик за криком,

И на моем каменеющем крике

Ворон священный и дикий

Совьет гнездо и вырастут ворона дети,

А на руке, протянутой к звездам,

Проползет улитка столетий.

Как вы чувствуете, это ваш мир? Как хочет ваша душа? Спуститесь на эту сцену-стройплощадку или поднимитесь на подъемный кран. Хорошо вам здесь? Хочется поиграть в слова-кубики? Ощущаете ли себя творцом нового мироздания?

Взлетайте! Посмотрите на этот мир сверху. Видите, как сверкают на его пестрой, броской поверхности слова: “Художник – строитель нового мира. Мироздание – сцена, строительная площадка. Слово – строительный материал. Принцип “сдвинутой конструкции”.

Поднимайтесь ещё выше.

Посмотрите в целом на весь этот мир литературы, который открылся вам сегодня.

(Путешествие по карте).

А теперь возвращайтесь на берег океана. Поблагодарите его. Поблагодарите свою капельку…

III этап.

Выход.

Почувствуйте ступни ног… прилив сил к рукам и ногам… Ощутите спину и плечи… Пошевелите пальцами, сожмите их… Подвигайте ладонями, плечами… Вы можете ощутить желание напрячь шею… Повернуть голову вправо и влево… Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох… Не торопясь дотроньтесь до щек, глаз… Медленно возвращайтесь в класс… открывайте глаза…

IV этап.

Оборудование: яблоки.

Удалось ли ваше путешествие? Океан – цвет? Реальный – из мира фантазии? Какие миры запомнились? Какие цвета, краски, запахи?

Настроение? Что понравилось? Какой мир был самым ярким? Что видели? Что ели? Попробовали ли яблочко?

(Угощать яблоками) Таким ли оно было? Похож ли вкус?

С чем можно сравнить ваше путешествие?

Как вы “наполняли” образ информацией?

V этап

Зарисовывание контура символа мира модернизма в тетрадях (на полном развороте). Проговаривание информации (что рисуем, вспоминаем, что видели).

VI этап.

Вспоминание информации. полученной во время релаксации и нанесение её на образон в тетрадях. Уточнение, коррекция.

VII этап.

Оборудование: образон на доске.

Рассматривание образона. сверка записей.

VIII этап.

Развитие темы.

Оборудование: на доске записи с формулированием эстетических принципов символизма, акмеизма, модернизма, записи фрагментов из статей и манифестов.

Беседа, направленная на углубление понимания темы.

IX этап.

Оборудование: карточки с заданиями для групп.

Практическая работа с поэтическими текстами на закрепление полученных знаний.

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz