RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Н.В.Антоненко
НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Вторая половина XX века характеризуется двумя величайшими переменами во взгляде человека на окружающий мир.
Первая из них - это осознание ограниченности земных ресурсов, угрозы экологического кризиса и необходимости изменения ценностных установок в сторону экологичного сознания, обращения к абсолютным моральным принципам.
Вторая - это открытие временных и пространственных периодических и квазистохастических режимов в детерминированных системах и представление о типах нелинейного поведения как о естественном состоянии природных систем. (4)
Работы Римского клуба по моделированию мировой динамики обусловили первую перемену в сознании людей. Эта перемена оказалась движущей силой многомиллионных акций "зелёных" и природоохранных законодательных актов во многих странах мира. Вторая перемена в отношении человека к миру обсуждалась и обсуждается в основном в специальных научных аудиториях в связи с решением конкретных проблем естествознания.
Между этими двумя переменами в человеческом сознании существует глубокая связь. Нелинейное естественнонаучное мышление постепенно вытесняет господствующие со времён Возрождения детерминистические однозначные представления. Этот процесс предоставляет человечеству возможность обретения истинно экологичного сознания, что позволит избежать глобальных кризисов в разных областях жизни. (1)
Идеи, основанные на фундаментальных законах сохранения и развития Жизни, накладывают свой отпечаток не только на стиль мышления учёных, но и на обыденное мышление всех без исключения людей. Они проникают в язык в качестве образов и речевых оборотов, в логику, в нравственные представления и ценностные установки, в этику и эстетику, в культуру и искусство.
Человек стремится жить и действовать сообразно своей природе - так было во все времена. А под природой человечество понимает то, что знает о природе и может выразить в терминах и символах, которые предлагает современная наука.
Что же предлагает современная наука? Что понимает и принимает современное общество? Чем ознаменовано начало XXI века? Что ценное и неисчерпаемо важное подарил XX век?
В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН приняла концепцию Устойчивого развития. В документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, ЮНСЕД) были изложены основные принципы и рекомендации устойчивого развития. Руководствуясь ими, Указом Президента РФ была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. В дальнейшем был подготовлен проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ.
Согласно упомянутым документам стало возможным осуществление в РФ последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятного естественного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала планеты в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений людей.
Обострение глобальных проблем цивилизации, особенно связанных с взаимодействием системы: природа - общество - человек, создаёт реальную угрозу безопасности существования всего человечества уже в XXI веке в результате ядерной, экологической и других возможных катастроф. Положительный ответ на вопрос: "Быть или не быть человечеству?" - требует решения всего комплекса глобальных проблем на основе новой формы (способа) взаимодействия в системе: природа - общество - человек.
Принятая ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро концепция и стратегия устойчивого развития, поддержанная соответствующими национальными документами и организационными действиями более чем 185 государств, является новой цивилизованной стратегией, своеобразным "пропуском" в XXI век. Устойчивое развитие представляет собой социоприродную форму развития, которая учитывает экологические императивы и представляет, в отличие от экономически детерминированного неустойчивого развития, систему коэволюции: природы - общества - человека.
Под устойчивым развитием понимается управляемое развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывное развитие цивилизации. Определение понятия устойчивого развития объединяет два признака - антропоцентрический и биосфероцентрический. Под первым признаком понимается способность к выживанию человечества и возможность его дальнейшего развития. Биосфероцентрический признак означает сохранение биосферы как естественной основы жизни на земле и её естественной эволюции. (2)
Переход на стратегию устойчивого развития основывается на постепенном обеспечении целенаправленной системы самоорганизации общества во всех основных сферах деятельности. Устойчивое развитие характеризуется следующими основными критериями: экономической эффективностью, экологической безопасностью, социальной справедливостью, интеллектуальным развитием и духовной зрелостью человечества.
С научной точки зрения, идея устойчивого развития являет собой мировоззренческую концепцию развития системы: природа - общество - человек.
Несколько научных теорий, имеющих существенное философское содержание, определяют концепцию устойчивого развития. Доминирующим является учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере как сфере разума. Ноосфера - это разумная область бытия человечества, которая являет собой идеальную модель существования системы: природа - общество - человек, ибо ноосфера - это пространство единения индивидуального и коллективного интеллекта и духовности, нового качества целостности мышления.
Критерием национального и индивидуального богатства в ноосфере являются духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающим миром. В ноосфере приоритетными являются абсолютные моральные принципы, которые обеспечивают и потенциализируют устойчивое безопасное во всех отношениях существование и развитие на планете и за её пределами.
Духовно-информационная и рациональная сущность ноосферы подразумевает приоритет информации как ресурса развития над веществом и энергией. Речь идёт о развитии духовной культуры, науки и образования, а также процессах информатизации всех сфер человеческой деятельности.
Ноосферное развитие нацелено на восстановление экологического равновесия на планете и воспитание нового человека, отличительной чертой которого будет новое качество мышления - целостное мышление.
Переход к устойчивому развитию эффективно развёртывается на фоне кардинального изменения ценностных ориентаций и формирования целостного мышления, определяющего ноосферное сознание. Приоритетным механизмом таких трансформаций является становление новой системы образования XXI века, выполняющей не только социальную функцию передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к гармоничным действиям для выживания цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию. Внедрение природосообразных механизмов в современную модель образования XXI века (ноосферное образование) ставит цель эффективного выхода из мирового кризиса образования, заключающегося в значительном его отставании от запросов жизни современных, а тем более будущих поколений людей.
Концепция ноосферного образования, предложенная академиком РАЕН Масловой Н.В. является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX века. Ноосферное образование направлено на воспитание целостного, здорового мышления человека, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в системе Природа - Общество, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни является генеральной целью функционирования новой общеобразовательной системы для устойчивого развития. Функциональность ноосферной образовательной системы определяется способностью ставить цели, задачи и осуществлять их достижение в соответствии с абсолютными моральными принципами, умением получать запланированный позитивный результат образовательного процесса.
Целью ноосферного образования является - научение целостному динамичному мышлению посредством мыслеобразов.
Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности учащихся, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Суммируясь в личности обучающегося, эти ресурсы увеличивают его творческий потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "я" преподавателя и ученика через их творческое взаимодействие. (3)
Ноосферное образование - это эволюционно новый этап развития образовательной системы. Его цель - овладение 5-м контуром головного мозга большинства населения, то есть новыми методами работы с информацией, новыми способами получения информации (биообратная связь), новым качеством информации, новыми технологическими, методологическими, методическими возможностями. Главная цель ноосферного образования - научить человека повышать КПД, использовать новые резервы психосоматического контура головного мозга, говоря языком физики - научить человека усиливать свою мощность N полная = N полезная + N затрат (т. е. уменьшать N затрат ). (5)
Ноосферное образование возможно уже сегодня на всех этапах учёбы по всем учебным дисциплинам. Для этого российские учёные создали и апробировали целый комплекс природосообразных средств: биоадекватные учебники по всем предметам, программы для переподготовки преподавателей, психологов, методистов, методики, способствующие раскрытию интеллектуального и духовного потенциала личности учащегося в образовательном процессе.
Ноосферное образование как система для устойчивого развития характеризуется нацеленностью на раскрытие полного потенциала человека, на знания о будущем, на непреходящие фундаментальные ценности и цели, на ноосферную культуру, способствующую существованию цивилизации и её дальнейшему устойчивому развитию.
Литература
1.Г.Ю. Ризниченко. Нелинейное естественнонаучное мышление и экологическое сознание. М.: МГУ, 1998.
2.А.Д. Урсул. Устойчивое развитие и становление ноосферы//Сборник материалов научно-практической конференции в Нижнем Новгороде 2000 г
3.Н.В. Маслова. Ноосферное образование: монография. М.: Институт холодинамики, 1999.
4.И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
5.О.Л. Кузнецов, П.Г. Кузнецов, Б.Е. Большаков. Система природа - общество - человек: Устойчивое развитие. Москва - Дубна, 2002.

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz