RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Н.В.Антоненко
БИОАДЕКВАТНЫЙ МЕТОД - ИНСТРУМЕНТ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Слово "метод" в переводе с греческого означает "путь исследования", способ достижения какой - либо цели или решения конкретной задачи. Поэтому метод обучения - категория объективно историческая.

С изменением целей, задач, содержания общего и профессионального образования изменялись и методы педагогического воздействия. В то же время педагогический метод - категория глубоко субъективная, что объясняет и способствует сосуществованию в пределах одной исторической эпохи различных педагогических концепций, школ, направлений.
Из истории преподавания учебных дисциплин можно сделать вывод, что возникновение любого метода предопределяют основные тенденции общественного развития, социокультурная ситуация стран. В связи с этим каждый педагогический метод можно рассматривать как своеобразный " документ эпохи", который объясняет не столько взгляды конкретного учителя, сколько общеэстетические предпочтения существующей образовательной системы, которая всегда является выразителем идеологии государства.
В конце ХХ века в методической науке впервые была поставлена проблема использования в педагогическом процессе всех возможностей человеческого организма как живой открытой самоорганизующейся энерго-информационной системы. Актуальность этой проблемы обусловлена реалиями современной действительности. Под влиянием общего кризиса нашей цивилизации очевидны глубокие перемены в осознании человечеством себя и окружающего мира. В связи с этим, наблюдается и переоценка образовательных традиций и методик, ибо новое поколение необходимо готовить к реалиям постоянно меняющейся жизни.
Представители педагогической науки считают, что основное внимание следует уделить "воспитанию мышления и сознания" человека. Для этого необходимо использование в педагогическом процессе таких здоровьесберегающих методов, которые ориентированы на развитие целостного мышления человека, которые способствуют мотивации и активизации всех потенциальных возможностей личности. Именно это определило поиск концепций нового образования, основанного на синтезе космического, биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни. Творческий поиск деятелей науки, культуры и образования, обусловленный потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений людей между собой и окружающим миром, увенчался открытием.
В России была создана и научно обоснована концепция ноосферного образования.
Концепция ноосферного образования базируется на новейших достижениях ученых различных специальностей: философов, психологов, физиологов, физиков, нейрофизиологов, лингвистов, экономистов и педагогов.
Концепция ноосферного образования имеет чётко скоординированные части: научные основы, теория познания, методология, практика.
В название новой концепции был вынесен термин В.И. Вернадского "ноосфера" ("ноос" - "разум" по-гречески; сфера разума). Русские философы-космисты, ученые, к которым принадлежал В.И. Вернадский, разрабатывали идеи о глубокой причастности человеческого сознания космическому бытию, о человеке как микрокосмосе.(4) Концепция ноосферного образования во многом базируется на философских взглядах этих ученых. В ней органично объединены духовные и материальные начала, логика и образ, дух и разум.
В концепции ноосферного образования обоснована биоадекватная (природосообразная) методика преподавания учебных дисциплин. Данная методика относится к числу холистических методов преподавания, где соединяются активизирующие и суггестопедические направления педагогики.
Холистические методы преподавания ориентированы на работу со знаковыми системами внутри самого человека. Эти методы построены на визуализации, "отслеживании" мыслеформы. С точки зрения психологии и физиологии такие методы абсолютно безопасны, а результативность их чрезвычайно велика.
Многие известные ученые и представители искусства используют такие методы в своей работе. Многие педагоги интуитивно пришли к пониманию необходимости использования образного видения материала. Привлечение личного жизненного опыта учащихся в осмыслении новой информации давало замечательные результаты.
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой органичное следствие из развития философской, научной мысли, познавательной и педагогической практики. Появление ее и востребованность продиктованы временем.
Биоадекватная методика преподавания впервые была описана в начале 90-х годов ХХ века. На современном этапе ученые выделяют традиционное, развивающее и инновационное системы преподавания.
При традиционном преподавании предлагаются готовые знания, основное внимание уделяется развитию логического мышления учащихся.
При развивающем преподавании (а именно при проблемном) не сообщаются готовые знания, учитель предлагает учебно-проблемную задачу. Такое преподавание предполагает интенсивное развитие общих (интеллектуальных), специальных и творческих способностей учащихся. Однако не каждый человек может заниматься по этой системе.
Инновационные системы преподавания ориентированы на личность ученика. Здесь выделяют технологическую модель (инновации-модернизации), поисковую модель (инновации-трансформации), поисково-технологическую модель (которая учитывает и рациональную и эмоциональную стороны познания).
Биоадекватная методика относится к поисково-технологической модели инноваций. Активизация творческой, рациональной и эмоциональной образной сферы учеников является ее отличительной особенностью. Биоадекватная методика ориентирована на развитие целостного мышления человека, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным.
Биоадекватная методика органично объединила в себе многие подходы к преподаванию, существовавшие ранее. Однако данная методика ориентирована на развитие целостного мышления человека, на формирование умения мыслить образами, т. е. естественным природным способом.
Представление об образном мышлении в современной психологии достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и "образная", и "понятийная" логика. Мыслеобраз, которым оперирует мышление, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса.
Среди западных педагогов, активно обосновывающих необходимость обращения к образному мышлению, выделяют Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Г. Лозанова. В отечественной методике ХIХ века впервые высказал мысль о целостном формировании человеческой личности К. Д. Ушинский. В начале ХХ века большее внимание уделялось вопросам воспитания средствами языка, акцент делался на развитие логического мышления. В середине ХХ века впервые в отечественной педагогике заговорили о необходимости опоры на образную память учащихся.
При инновационном преподавании у наглядности появилась новая функция - управление познавательной деятельностью ученика через аппарат эмоций и ощущений. При биоадекватном преподавании ученик не получает наглядное пособие в готовом виде, а сам его создает в своем воображении, отображая затем увиденную мыслеформу на бумаге и располагая на нее полученную от педагога учебную информацию в строгой алгоритмической последовательности.
Биоадекватная методика преподавания является частью биоадекватной технологии, которая является частью концепции ноосферного образования, разработанной и обоснованной академиком РАЕН Н. В. Масловой.(1) Эта методика представляет собой совокупность скоординированных действий, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по какой-либо учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся.
Можно много лет изучать какой - либо предмет, но не уметь применять полученную информацию, так как " лоскутное одеяло" из правил и отрывочных сведений многим не под силу соединить в цельное знание. В биоадекватной методике поставлена цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика. Необходимо также научить ученика пользоваться новым мыслеобразом, то есть сделать его творческой подвижной микрострукрурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов.
Целью преподавательской деятельности является научение учащихся методике мышления мыслеобразами и создание цельной личностно- ориентированной системы мыслеобразов по конкретной дисциплине.
Биоадекватная методика объективно, субъективно, физиологически и психологически работает на формирование метода мышления мыслеобразами. Осознанное, систематическое применение ассоциативных образов во всех учебных дисциплинах создаёт системное ассоциативное мышление, то есть природосообразное мышление.
Самая важная задача природосообразной методики - мотивировать биоадекватный метод мышления у человека, ибо правильный (сообразный природе) метод мышления даёт ученику инструмент для решения не только учебных, но и жизненных задач. Правильный метод мышления важнее гигантских объёмов информации, ибо такой метод приводит к ценнейшим открытиям.
Ещё в наставлении родителям и педагогам М.В. Ломоносов писал: " Каждому … подобает знать, что школяр есть существо, которому надобно удивляться, как естеству необычному, оное желает выразить себя - " какой есть я!" (2) Педагоги, работающие по биоадекватной методике, имеют возможность не просто удивляться каждому " естеству необычному", они вооружают каждого ученика адекватным знанием механизма мышления человека и практическим умением работать в системе природосообразного здоровьесберегающего мышления.
По форме данная методика - релаксационно-активная, в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария в состоянии покоя) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). Биоадекватный метод состоит в разумном расчленении учебного материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых оба полушария мозга активизируются. В этом случае знания можно накапливать и извлекать с большой степенью надёжности. Взаимодействие правого и левого полушарий мозга приводит к тому, что тело, мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие - нормальное физическое состояние учащихся.
В процесс обучения вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия любого негатива и подключения разных центров удовольствия.
Этапы биоадекватной методики соответствуют этапам восприятия информации.
Первым этапом является репрезентация информации. Цель этого этапа: введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося (сенсорно-моторный этап).
Вторым этапом является восприятие информации. Цель этапа: вовлечение в работу разнообразных центров мозга (символьный этап).
Третьим этапом является переработка (осмысление) информации. Цель этапа: понимание информации через логическое осмысление (логический этап)
Четвёртым этапом является представление в слове. Цель этапа владение материалом (лингвистический этап).
Пятым этапом является архивирование информации.
Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже. (3)
В биоадекватной методике формируются навыки работы с образом (выбор, представление, рисование, структурирование информации и размещение её на образе). Осуществление выбора того или иного образа создаёт атмосферу интеллектуального поиска, инициирует навык самоорганизующейся духовной работы.
Это глубоко воспитательная методика. Каждый акт выбора сопровождается принятием ответственности. При этом воспитательная функция методики проявляется не как формальное запоминание, а личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора. (5)
Критерием эффективности методики является прочность знаний, позитивный чувственно-эмоциональный эффект, социальное время.
Биоадекватная методика является синтезом на уровне практики, что даёт возможность сравнить результаты работы в традиционно принятой и биоадекватной методиках. Опыт показал в среднем четырёхкратное сокращение времени при использовании этой методики.

В биоадекватном уроке присутствуют все рабочие этапы, которые приняты традиционной педагогикой и хорошо известны:
1. Приобретение знаний.
2. Формирование умения использовать знания.
3. Закрепление навыка использования знаний.
Однако, эти педагогические этапы проходят в определённом режиме.
Первый этап (приобретение знаний) - проходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа происходит мотивация и формирование мыслеобраза учебного материала со структурированной информацией.
Второй этап (формирование умения использовать знания) - проходит в состоянии активности. Во время этого этапа происходит "выведение" образа информации на уровень словесного описания, визуального графического образа в рисунке, происходит формирование визуальной, моторной, слуховой, логической связи между абстрактной информацией и личным образом.
Третий этап (закрепление навыка использования знаний). Во время этого этапа происходит "отрыв" учебного образа от учебника, происходит поиск собственных примеров с последующими (проверочными) повторениями и корректировкой примеров. Домашнее задание является продолжением третьего этапа. Ребятам предлагается создать, подобрать, придумать свой собственный образ и расположить на нём полученную на уроке информацию. Опыт показывает, учащиеся любят создавать свои образы. Многие из них желают "одухотворить" образ или усложнить схему, используя дополнительный материал.


Биоадекватный метод преподавания подразумевает использование биоадекватных учебников, в которых учебный материал организован в системе ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией на основе личного опыта ученика. Все образы в биоадекватных учебниках построены в пропорциях золотых чисел. Они гармонизируют глаз, мозг и душу, несут эффект оздоровления всего организма человека.
Искусство жизни состоит в стремлении к личному духовному совершенствованию, и помогает в этом внутренний учитель, имя ему - Природа. Не случайно основу биоадекватных учебников составляют природные образы. Природа создаёт красоту и вызывает ощущение цельности, единства.
Природосообразный метод преподавания и Биоадекватные учебники являют собой инструмент гармонизации личности.
- Что есть гармония? - То есть единство.
- Что есть единство? - То есть гармония?
- Красота есть гармония.

( Марк Туллий Цицерон)
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин и биоадекватные учебники позволяют гарантировать интеллектуальную безопасность и биообратную связь.

Литература
1.Н.В. Маслова. Ноосферное образование: монография -М.: Институт холодинамики, 1999.
2.М.В. Ломоносов. Полн. собр. соч., т. 7. Труды по филологии. М.- Л., 1952.
3.Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1994.
4.В.И. Вернадский. Мышление как планетарное явление. - М., 1980.
5.История воспитания и образования в России. - М., 1992, ч. 2.

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz