RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

 Н.В.Маслова , действ. чл. РАЕН, д. психол.н., профессор

О ЕСТЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ - способ ориентации общества на качественные людские ресурсы, передовые технологии в экономике и, в конечном свете, на положение и роль государства в мире.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ передачу знаний, умений и навыков от поколения к поколению.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ОБРАЗОВАНИЯ даются нам (по Л.С.Выготскому) миром природы, миром людей и миром искусства.
Передовая система образования делает возможным технологический прорыв во всех сферах жизни и переход общества на новый экономический, социальный, политический, культурный уровень. Всемерное использование жизненно важных инноваций в сфере образования - это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век.
Только обновленная и усовершенствованная система образования позволит нам органично войти в новую, целенаправленно развиваемую человеком сферу жизни на планете Земля, которую мы, как наследники В.И.Вернадского, теперь традиционно называем ноосферой, или сферой Разума.
Поиск ценностных ориентаций в контексте кризиса техногенной цивилизации в конце XX века оборачивается переоценкой прежних образовательных традиций, приемов, методик. При этом поиски нового базируются на признании глубинной связи между педагогическими системами, образовательными методиками, социокультурным климатом. Традиционная образовательная система, сложившаяся в XIX веке и обновленная для выполнения социального заказа общества в 30-60-е, 70-е годы XX века, целиком пронизана императивом подготовки человека знающего, в то время как мир нуждается в человеке понимающем и сознающем себя, общество и культуру, как минувших эпох, так и современную. Сегодня школа готовит человека, не умеющего вписать себя в сложный окружающий мир. Выпускники школ руководствуются стереотипным, нединамичным мышлением и не способны вести диалог с быстро меняющимся миром.
В ряде предлагаемых здесь статей Автор рассматривает возможные подходы к решению назревших проблем образования.

Современные тенденции в сфере образования
Небывалая ранее вульгаризация образования отчетливо проявилась в двух основных тенденциях:
1. Традиционное разделение школой целостного знания на отдельные дисциплины, прочно закрепленное в высшей школе, привело к забвению субъекта образовательной деятельности - человека. Реальная целостность человека, заслоненная фрагментированным его изображением через "призму наук", тоже разделилась: фокус внимания переместился на объекты информации по отдельным дисциплинам. Это выразилось в конфронтации субъекта образования и системы, концепций и практики образования. Сутью вульгаризации образования явилось забвение необходимого соответствия между биосоциальной природой человека с его потребностями в адекватной этому системой образования. Потеря соответствия привела к насилию со стороны системы. Как известно, любое насилие отрицает саму сущность человековедения. Ярчайшим проявлением этого является тот факт, что курс "Возрастной психологии" в школьных программах отсутствует.
2. Декларирование лидирующей функции информатизации и компьютеризации при забвении проблемы самореализации, самовоспитания и педагогического воздействия на молодое поколение; забвение мировоззренческой функции знаний, которые способны выполнять регулятивную функцию в деятельности и поведении человека, только превращая знания в убеждения.
Наряду с отмеченными тенденциями возникают и новые, медицинские проблемы.
По мнению ученых, за последние 100 лет доля мышечных усилий человека в цивилизованных странах сократилась более чем на 90%. В связи с использованием новых технических средств, заменяющих мышечные усилия человека, возникает мощная и недостаточно оцененная еще проблема - гипокинезия. Это - не только ослабление мышечной, но и других, функционально важных систем организма и, значит - новые болезни. Опасения за судьбу подрастающего поколения усугубляются еще тем, что проблема гипокинезии мало знакома врачам (лишь в области космической медицины этой проблемой занимаются на должном уровне).
В США уже стали отмечать опасности INTERNET - опасности, связанные с резким увеличением количества и характера получаемой информации. Тысячелетиями человек не получал такого рода информации, как сейчас, и адаптировался к жизни на Земле без нее. Век сплошной информатизации приводит в появлению навязчивых страхов. В США 30% население испытывают страх надвигающейся опасности и стрессов. Переутомление от компьютерной и телевизионной техники вызывает головные боли, рвоту, ухудшение зрения, боязнь замкнутого пространства и т.п. В Японии (конец 1997 г.) массовые психические расстройства у детей и подростков вызвал показ телевизионного мультфильма "Карманные монстры"...
Возникают новые социально-экологические проблемы, связанные с ионизацией воздуха в "компьютеризированных" помещениях: со стороны экрана компьютер защищен, а с боков происходит ионизация, вредная как для самого пользователя, так и для окружающих.
Снятие страхов и стрессов, более гармоничное, чем это имеет место, введение учащихся в наступающий век информатизации, реализация оптимально эффективных, то есть адекватных человеческому восприятию и мышлению технологий и методик преподавания - задача, которую можно решить лишь совместными усилиями семьи, школы, медицинского персонала, государственных и общественных вспомогательных структур. При этом должны совершенствоваться сами принципы образования.

Роль учителя в системе образования
Основные знания и способности их передавать ученику, умение воспитывать и способствовать формированию личности - все это остается за Учителем. Специалист в области информационных технологий Г.Р.Громов пишет: "Вся область профессиональной человеческой деятельности, которая принципиально поддается пока формализации, а, значит, и автоматизации на базе ЭВМ, - это, образно говоря, тонкая поверхностная пленка формализованных знаний, лишь слегка прикрывающая поверхность океана накопленного человечеством неформального знания".
Живое, подлинное знание передается лишь при непосредственном общении знающего и познающего. Особенно важен в этом отношении вывод Г.Р.Громова о том, что сумма потенциально доступных обществу знаний "зависит от достигнутого на данном историческом этапе уровня эффективного процесса "отчуждения" индивидуально генерируемых "частиц" знания от автора - их первичного источника и начального носителя; человека, который первым овладел тем или иным технологическим приемом, методом, средством и т.д." (цит. по кн.: Корнилов И.К. Инновационная деятельность и инженерное искусство. М.: МГАП "Мир книги", 1996. С. 59). В связи со сказанным нельзя не признать творческого момента в любом акте передачи знаний непосредственно от ученых, инженеров и мастеров трудовой, профессиональной деятельности, и это реально может сочетаться с образовательными программами. Профессиональную роль и творческий момент учителя здесь трудно переоценить.
Попытка свести образование к своеобразной функции по примеру "гамильтонианы", которая явилась своеобразным триумфом математизации природы, вряд ли может увенчаться успехом в деле образования.
Наступающая эра информатизации, коммуникации и систем всеединства настоятельно требуют новой философии образования, смены парадигмы педагогического мышления, пересмотра категориального аппарата педагогики, трансформации практики педагогики.
Необходимость пересмотра самого понятия "образование" вытекает из его современного состояния. На сегодняшний день дошкольное, школьное, среднее и высшее образование являются скорее орудием закрепления и воспроизводства существующих социальных и экономических структур, чем механизмом формирования и совершенствования индивида, коллективных ценностей и знаний, позволяющих человеку менять свою судьбу. На образование возложена функция воспроизводства ресурсов для экономики вместо того, чтобы сделать человека, его совершенствование центральным пунктом образования.
Сама система образования не способна ассимилировать происходящие в мире изменения. Она не мыслит своей лидирующей, опережающей, социально моделирующей роли и, соответственно, не способна выполнять такие функции в обществе.
Общество обречено жить в потоке обновляющегося знания. В последние десятилетия нынешнего века знания обновляются каждые 6 лет (по материалам Шестого Международного Форума Информатизации, МФИ, состоявшегося в Москве 26 ноября 1997 г.). Необходима переориентация общественного сознания на новые принципы и задачи образования, на быстрое, оперативное приобретение новых знаний и навыков.
Итогом подобной переориентации должно стать представление о результатах деятельности образовательной системы: воспитание целостного, здорового мышления человека, снабжение его эффективными инструментами для самостоятельного выбора своего места в системе природы-общества, для умения ставить цели, выбирать средства и видеть последствия своих действий. Идеал самореализации личности во всех сферах человеческой жизни должен стать генеральной целью функционирования образовательной системы.
Образование, понимаемое как единство философии образования и социального института образования, должно учитывать современные рационалистические и иррационалистические моменты и должно строиться на том понимании, что эффективная технология образования лишь отражает естественные закономерности функционирования человеческой личности, как системы. Невозможность сведения процесса образования к универсальной схеме созависимостей направляет поиски общности в сторону естественных оснований механизма восприятия информации человеком. Поиск единых начал неизбежен, так как любая система строится на некотором единстве. Какой бы система ни была, она уже имеет те единые основания объединения, которые надо осознать человеку.
Система образования заходит в тупик, когда ее функционирование связывается с приспособительным совершенствованием, а не с естественной самоорганизацией. Представляется, что поиск системообразующих начал сегодня, когда идеология, старые цели, задачи, формы образования не работают, должен быть направлен к естественным механизмам восприятия информации. Если таковые будут осознаны как имплицитно присущие (т.е. внутренне свойственные) каждой человеческой особи, и при этом именно на них будет ориентироваться образование, то система образования может стать для учащегося инструментом реальной подготовки к жизни и к освоению передовых технологий. Передовой системе образования органически будут соответствовать положение и роль государства в мире.

Сопряженность процессов восприятия и образования
Нельзя закрывать глаза на то, что отстающая от жизни, традиционная "глобальная" образовательная система может не совпадать с возможностями самореализации личности, с целями и потребностями общества. Старение культуры и архитектуры педагогического пространства, старение классно-урочной системы, методов и технологий преподавания могут в огромной степени не соответствовать природному инструменту познания человеком мира. В то же время система образования может стать гибкой в формах и методах, инструментальной в управлении процессом и эффективной, если в основе своей организации, "на входе" будет иметь естественные компоненты индивида и социума, а "на выходе" - оптимальный результат, то есть наилучшим образом усвоенные и применимые в жизненных ситуациях знания, умения, навыки.
Функциональность образовательной системы определяется не ее способностью декларировать принципы, цели, задачи, а ее умением получать реальный результат образовательного процесса.
Современный взгляд на естественные механизмы восприятия информации позволяет провести сближение понятий воспитания и обучения по онтологическому признаку, а не по принципу их параллельного бытования.
Онтологически обучение и воспитание являются процессами формирования, закрепления и обретения навыков в системе Природа-Общество. В сущности, воспитание, как обретение этических норм поведения человека в обществе и природе является более общим процессом и включает в себя обучение, как обретение знаний в конкретных природных и социальных условиях.
Так, традиционно легче воспитать бережливое отношение к воде и обучить навыкам поиска и сохранения источника в засушливых регионах, чем у полноводной реки. Легко объяснить ребенку, почему нельзя без особой нужды "ковырять" верхний, самый плодородный слой земли в тех регионах, где тонок почвенный слой и часто дуют ветры-суховеи. Здесь же легко научить шить и носить обувь с гладкой подошвой и загнутыми вверх носками - традиционно, с целью сохранения почвы.
Таким образом, воспитание и обучение выступают как глубоко сопряженные процессы. Не поверхностный взгляд видит общую природу происхождения, целей и, соответственно, методов этих процессов. В некотором глубинном онтологическом смысле оба процесса можно было бы объединить терминами воспитание восприятия, или воспитание мышления и сознания. В последнем термине отражен и процесс образования (что подразумевает представление о его механизмах, методах и технологиях) и сознания человеком мира, и цель этих двух процессов как обретение индивидом соответствующего его возможностям знания о мире и осознания своего места в обществе и природе.

       

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz