RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Н.В.Маслова , действ. чл. РАЕН, д. психол. н., профессор
НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
КОНЦЕПЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, МЕТОДИКА

Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией Естественных наук в 1993-1995 гг., и исходит из ее базовых понятий и принципов.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
НООСФЕРА - это сфера разума ("ноос" - разум в переводе с греческого).
Понятие "ноосфера" шире понятия "биосфера", поскольку оно рассматривает в качестве единой системы Планету Земля, и обозримую для человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и Разума.
Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху - НООСФЕРУ - предсказал великий русский ученый В.И.Вернадский. Он доказал, что человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться Разумом.
НООСФЕРНОЕ РАЗВИТИЕ - это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений.
Ноосферное развитие должно базироваться на четком понимании того, что Человек является частью Природы и ее законов. Без сохранения Природы невозможно продолжение рода человеческого.
ПЕРЕХОД К НООСФЕРНОМУ РАЗВИТИЮ требует создания единого экологического пространства и мышления. Современное общество сможет выжить, если будет действовать как единый разумный организм; спастись в одиночку при глобальных катастрофах невозможно.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - не разрозненные явления и процессы. Они взаимосвязаны. Поэтому при переходе к ноосферному развитию следует исходить из представления о единстве законов, динамики и проблем Вселенной.
Этот ключевой принцип неизбежно ведет к опоре не на отдельные отраслевые научные теории или концепции, а на системные интегрирующие концепции конца XX века.
ЦЕЛОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ является одним из таких достижений человечества в наши дни. Как концепция мироздания, технология перехода к ноосфере и методика практической психологии - это направление родилось в 1990-91 гг. в США. Современный этап научного представления о человеческом разуме и сознании, оперирует понятием целостного мышления как экологичным способом мышления, который может послужить инструментом перехода к ноосферному развитию общества.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в целостном мышлении является система человек: его место в биосфере, биосферная функция, эволюционное качество человека, показатели его совершенствования.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ любого объекта природы определяется его биосферосовместимостью. Человек как часть природы обладает животным организмом, гармонично работающим во вселенной. Однако мышление и результаты деятельности человечества привели мир на край гибели. Комплекc глобальных проблем (термоядерная, экологическая, демографическая, энергетическая, ресурсная, продовольственная), поставленных на повестку дня Римским клубом в 70-е годы, сейчас требуется дополнить седьмой, а по сути, первой и основной глобальной проблемой. ЭТО - КРИЗИС МЫШЛЕНИЯ.
КРИЗИС МЫШЛЕНИЯ состоит в неэкологичной эксплуатации одной из частей цельного человеческого органа - мозга, в то время как другие симметричные органы человека работают гармонично.
Считается патологией дисфункция одного глаза, одного уха, руки, ноги, легкого, почки и т.п. В то же время забвение правого полушария не вызывает тревоги.

ДВА ТИПА МЫШЛЕНИЯ
Существует два основных типа мышления человека: экологичный (двуполушарный) и неэкологичный (однополушарный). Экологичное мышление (синонимы: гармоничное, естественное, универсальное, биосферное, здоровое, природосообразное) определяется согласованностью с естественными законами вселенной. Оно не возмущает биосферу, так как является двуполушарным.
КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА определяется типом его мышления.
Гармоничный, универсальный, здоровый человек манифестирует естественное, биосферосовместимое качество человека, которое определяется двуполушарным, цельнодинамичным (природосообразным), экологичным мышлением.
Негармоничный, ограниченный, больной или проблемный человек манифестирует неестественное, патологическое качество человека, которое определяется однополушарным, антропосферным неэкологичным мышлением. При этом различается левополушарная (точные науки, рационализм) или правополушарная (гуманитарные, творческие направления) ориентация и промежуточные варианты.
РОСТ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА означает расширение возможностей человека трансформировать свои взаимоотношения в биосфере и социуме в направлении биосферосовместимости.
ЭКОЛОГИЧНОЕ РАЗВИТИЕ отвечает случаю, когда прогресс осуществляется на основе роста качества мышления человека, т.е. трансформации антропосферного мышления в биосферное (ноосферное).
ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИУМА, с точки зрения целостности мышления (квантовой теории сознания), заключается в расширении сфер возможной трансформации негативных проблем в позитивные.
Экологичное развитие согласовано с естественными законами природы и не возмущает биосферу, порождается экологичным мышлением.

Идея ноосферного развития, в итоге, должна быть превращена в систему новых духовных и профессиональных установок человечества. Для этого требуется:
- глубокая информированность населения по всем аспектам ноосферного развития, в том числе природосообразного целостного сознания;
- переориентация образования и просвещения на новую парадигму целостного мышления, а также технологию, методику и практику образования.
Создание в обществе новой системы мышления и следовательно, новых ценностей будет способствовать формированию экологических структурах образования, производства, потребления, нацеленных на более высокий жизненный уровень населения.
Таким образом, в определенном смысле ноосферное по сути и природосообразное по методам образование является ключевым звеном, которое поможет России исполнить роль лидера ноосферного перехода. Последовательность этого перехода неизбежна:
1. Природосообразное-----® 2. Целостное ------® 3. Ноосферное (биоадекватное)  мышление

Концепция ноосферного образования является конвергенцией естественно-научных и гуманитарных концепцией и практик образования конца XX века. Она содержит научно-теоретическую, гносеологическую (теория познания), методологическую, методическую и практическую части.
Целостная картина мироздания, представленная как синтез современных достижений квантовой физики, биологии, нейрофизиологии и других наук в научно-теоретической части концепции, порождает целостную и естественную для природы человека теорию познания, основанную на двуполушарном (целостном) восприятии мира. Методологически гармонично на совокупной работе правого и левого полушарий мозга строится технология образовательного процесса.

1. БИОАДЕКВАТНОЕ (ПРИРОДОСООБРАЗНОЕ) ПРЕПОДАВАНИЕ - это процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного формирования необходимых единиц сознания - мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Главным отличием такого преподавания является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней элементов. Суммируясь в личности ученика, они увеличивают его энергетический потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой биоадекватного преподавания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Биоадекватное преподавание необходимо с первых ступеней учебы по всем дисциплины.
Задачей биоадекватного (природосообразного) преподавания является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.
Биоадекватное преподавание сокращает время обучения в 3-5 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений за период обучения.
Целостный подход порождает новую систему образования и структуру организации образования, реализующую биоадекватную технологию. Биоадекватное (природосообразное) образование позволит в 3-6 раз сократить социальные затраты (время, финансы, здоровье, материально-технические ресурсы) государства и граждан страны при существенном повышении качества и объема знаний, умений и навыков. Через 10-11 лет страна может получить новое поколение людей, владеющих экологичным мышлением.

2. БИОАДЕКВАТНАЯ (ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ) ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - основной процесс формирования двуполушарного мышления, организующий в единую систему следующие обязательные компоненты:
- малые группы (6-8 чел.), позволяющие учитывать индивидуальные способности учащихся и увеличивать их контакт с преподавателем по многим каналам восприятия;
- небольшие комнаты, создающие обстановку комфорта и релаксации;
- учебные программы, отражающие достижения современной науки и построенные по принципам целостного мышления;
- специальные биоадекватные учебники и методические пособия;
- средства, способствующие вовлечению в учебный процесс 5 органов чувств (ТСО, пособия и другие материалы);
- преподавательские кадры, подготовленные на основе принципов целостного мышления;
- финансирование, обеспечивающее материально-техническую базу образования.
Биоадекватные технологии по форме - это релаксационно-активный процесс учения (Real-технология), построенный на чередовании этапов активности и релаксации.
Критерием эффективности биоадекватной технологии, так же как и всякого другого процесса, является социальное время, необходимое для выполнения работы по получению качественных знаний.
Эффективность технологии легко устанавливается как t = A : T, где t - социальное время, А - вся работа по обучению, T - технология.

3. БИОАДЕКВАТНЫЕ УЧЕБНИКИ являются учебниками нового поколения, реализуя новые знания о единице человеческого сознания - мыслеобразе (холодайне). Они организуют материал по определенной дисциплине как систему ярких опорных образов и являются основой для учебного мыслеобраза (холодайна), каждый из образов содержит пояснения для учителя, систему упражнений, текстов и творческих заданий. Биоадекватные учебники вовлекают в учебный процесс 5 каналов человеческого восприятия и способны быстро и эффективно развивать креативный потенциал учащегося.

4. БИОАДЕКВАТНАЯ (ДВУПОЛУШАРНАЯ, ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ) МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ является составной частью Real-технологии. Она представляет собой набор последовательных действий учителя и ученика, цель которых - сформировать, укрепить и дать ученику навык работы с учебным мыслеобразом (холодайном).
Методика основана на принципах многоканальности обучения (в т.ч. с использованием тест-фона и фито-фона). Четкость и последовательность этапов обучения сохраняются традиционными:
1 - восприятие информации (нового знания);
2 - формирование умения использовать новые знания;
3 - тренировка навыков использования новых знаний.
По форме это релаксационно-активная методика.

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ по различным дисциплинам используются в настоящее время в процессе ноосферного образования. Это дает возможность увидеть и сравнить результаты работы в традиционно принятой и в биоадекватной технологиях.
Изменение учебных программ необходимо. Это потребует больших усилий прежде всего со стороны ученых, так как восприятие ноосферной концепции и переход к целостному мышлению повлечет за собой трансформацию устоявшихся взглядов и появление новых дисциплин, таких как рождающиеся в наше время эволюционная экология, социоестественная история, целостное мышление, эволюционная история сознания и др.
История цивилизации - есть история стихийного развития - "господства" левополушарного мышления и энергетического критерия прогресса: аккумулирования энергии труда правящими классами. Современный цивилизационный кризис показывает конец эпохи стихийного, неэкологичного развития. Движение к экологичному развитию означает постепенное трансформирование однобокости мышления и энергетического критерия прогресса и утверждение общечеловеческого критерия прогресса человека на основе совершенствования качественных характеристик его мышления.
Переход к целостному экологичному мышлению является поворотным этапом в истории человечества на его пути в ноосферу (сферу разума).
В современном индустриальном обществе преимущественное развитие получил тип левополушарного, т.е. патологичного, неэкологичного, антропосферного мышления. Все системы социума (образования, здравоохранения, политики) ориентированы на неэкологичное мышление человека.
Однако в обществе имеются предпосылки для перехода к новому типу мышления. К объективным предпосылкам отнесем современный цивилизационный кризис. К субъективным отнесем глубокое осознание прогрессивно мыслящей частью человечества необходимости нового типа мышления.

       

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz