| |
БИОАДЕКВАТНЫЕ УРОКИ |
|
В фундаментальных работах
Н.В.Масловой, в
работах Н.В.Антоненко разработана методика проведения биоадекватных уроков,
краткие цитаты из них показывают суть этой методики.
"Биоадекватная
(природосообразная) релаксационно-активная методика преподавания
учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы
информации посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и
вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров
удовольствия человеческого организма.
Учёные-физиологи доказали, что в процессе
релаксации, являющегося неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм
головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально
благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной
информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе
познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для
человека принципах усвоения информации. Согласно операциональной концепции
интеллекта Ж. Пиаже [4], естественное восприятие любой информации проходит 4
обязательных этапа. На
первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого
явления, апеллирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует
представление информации посредством осуществления личностного выбора и
ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что
соответствует второму символьному этапу восприятия информации
человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На
третьем этапе –
логическом
- следует
закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе –
лингвистическом
– следует креативное использование
мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в
речепроизводстве личности.
Это и есть адекватный природе человека и
природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса.
Он осуществляется через чувственное образное восприятие к символьному
алгоритмическому “свёртыванию” чувственно-логической информации и её
дискурсивно-логическому осмыслению, к аккомодации в сознании через
слово-образ единого информационного функционального блока – мыслеобраза
по конкретной теме как голографической единице мышления. От одного
биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как
микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную
память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его
творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный
динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов [1].
В результате изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие
с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике
это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных
затрат, “лёгкостью” и системностью усвоения информации, так как изучаемые
явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую
систему, занимают место, отведённое для них природой."
Подробнее о биоадекватных уроках можно
прочитать в монографии Н.В.Масловой "Ноосферное образование" и в ее статьях,
размещенных на сайте (1,
2,
3,
4), а также в статьях Н.В.Антоненко (5,
6,
7).
|
Ниже даются примеры
содержания биоадекватных уроков, разработанных ведущими учителями, которые
освоили методику ноосферного образования.
Разработка урока по литературе: “Модернизм”
(Т.С.Синявская)
Разработка урока по литературе: “Эволюция
лирического героя А.Блока” (Т.С.Синявская)
Урок математики в 5 классе
(И.Е. Ванцян)
Зачем
математику слон? (И.Е. Ванцян) |
ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
О БИОАДЕКВАТНЫХ УЧЕБНИКАХ
Один из многочисленных
отзывов учеников о биоадекватных уроках, которые прошли в Московской школе №
953 во время проведения конкурса
"Vivat, учитель"
в апреле 2004 года. |
|
|
Отзывы учеников о
биоадекватных уроках, которые прошли в Якутии,
Украине и в Калужской области. |
|
|
|
|