RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

БИОАДЕКВАТНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Н.В.Антоненко, кандидат психологических наук, советник РАЕН (Москва)

 

«Изучение и наблюдение природы породило науку».
(Цицерон)

Последние два-три века наука развивалась в соответствии с двумя основными установками: представление об однозначности причинно-следственных связей и ориентирование на эксперимент. Именно единственность и устойчивость решений обеспечивали однозначность причинно-следственных связей [7].

В начале XX века теория относительности и квантовая механика своим принципом неопределённости и вероятностными представлениями изменили научный поиск человечества. Оставалась надежда, что неопределённость и относительность касаются лишь околосветовых скоростей и явлений макромира, а в реальных человеческих масштабах все линейно-детерминистические понятия справедливы. Развитие нелинейной динамики показало, что неопределённость и относительность существуют не только в сверхмалых и сверхбольших пространственных и временных масштабах, но и в человеческих измерениях. Во всех сколько-нибудь сложных системах присутствуют свойства, которые могут быть описаны с помощью нелинейных моделей и для них естественны: ограниченность решений, колебательные и мультистационарные режимы, квазистохастическое пространственное и временное поведение [5]. С особенной готовностью представление о нелинейном мире восприняли биологи, психологи, физики, химики, педагоги, врачи. Конец XX века ознаменован открытием волнового генетического кода П.П. Гаряевым, теорией физического вакуума Г. Шипова, общей теорией систем Ю.А. Урманцева, открытием Генома Мира и комплекса Всеобщих Законов Мира Б.А. Астафьевым, развитием идей и созданием теории ноосферного образования Н.В. Масловой. Именно ноосферное образование призвано сформировать человека будущего и внедрить эти научные разработки в практику.

Человечество вступило в новую фазу развития планетарной цивилизации – в фазу становления ноосферы, что подразумевает глобальный процесс установления гармонического взаимодействия в системе Природа – Общества – Человек, посредством овладения пятым нейро-соматическим контуром головного мозга и переходом к целостному экологичному мышлению.

Человечеству уже известны Законы Мира, но для их внедрения в практику требуется время и перестройка мировоззренческого образования [1]. Отсутствие знаний о Законах Мира породило комплекс глобальных социальных, экологических кризисов.

На этапе ноосферного развития человечества вопросы образования и воспитания имеют глобально-космическое значение, ибо именно сопряжённость образовательного и воспитательного процессов определяют будущее нашей цивилизации [2]. Современный кризис образования может быть разрешён и уже разрешается посредством биоадекватного инструментария системы ноосферного образования. Ввиду того, что педагогическая практика на интуитивном уровне давно “знала” о нелинейности, что подтверждается уникальными педагогическими методами, в системе ноосферного образования учтены самые ценные нелинейные педагогические концепции.

Концепция ноосферного образования, опираясь на педагогическую практику, раскрывает и презентует научно-теоретические, гносеологические и методологические основы ноосферного образования для устойчивого развития общества.

Ноосферное образование является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик мировой образовательной системы [2].

Структуру концепции ноосферного образования можно представить схемой из монографии Н.В. Масловой [2].

Система ноосферного образования функционирует посредством биоадекватного инструментария, основные компоненты которого отражены в следующей схеме.

 

Методика преподавания
учебных дисциплин

 

Биоадекватные учебники для ноосферного образования

  Биоадекватный инструментарий  

Подготовка и переподготовка педагогов

 

Психологический метод от-слеживания и трансформа-ции проблем

Биоадекватная (природосообразная) релаксационно-активная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации, посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма.

Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющегося неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания. Релаксационно-активная методика базируется на естественных для человека принципах усвоения информации. Согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже [4], естественное восприятие любой информации проходит 4 обязательных этапа:

      IV
    III Лингвистический
  II Логический  
I Символьный    
Сенсорно-моторный      
(чувственное восприятие) (образное “свёртывание” чувственно-логической информации) (дискурсивно- логическое осмысление информации) (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на 1-3 этапах)

На первом этапе – сенсорно-моторном – презентуется образ изучаемого явления, апеллирующий к чувственному переживанию информации. Затем следует представление информации посредством осуществления личностного выбора и ассоциативной связи между предложенным образом и изучаемым явлением, что соответствует второму символьному этапу восприятия информации человеческим организмом, на котором формируется учебный мыслеобраз. На третьем этапе – логическом - следует закрепление этого мыслеобраза в логических структурах. На четвёртом этапе – лингвистическом – следует креативное использование мыслеобраза в речемыслительной деятельности, реализующееся в речепроизводстве личности.

Это и есть адекватный природе человека и природе работы самой информации естественный путь образовательного процесса. Он осуществляется через чувственное образное восприятие к символьному алгоритмическому “свёртыванию” чувственно-логической информации и её дискурсивно-логическому осмыслению, к аккомодации в сознании через слово-образ единого информационного функционального блока – мыслеобраза по конкретной теме как голографической единице мышления. От одного биоадекватного занятия к другому мотивированные учебные мыслеформы как микроструктуры знания по конкретному предмету закладываются в долговременную память ученика. Он учится пользоваться новым мыслеобразом, делая его творческой подвижной микроструктурой мышления и вовлекая в цельный динамичный поток постоянно движущихся ранее приобретённых мыслеобразов [1]. В результате изучаемый биоадекватным способом предмет входит в соответствие с информационной системой высшей нервной деятельности человека. На практике это проявляется в получении высоких результатов при сокращении учебных затрат, “лёгкостью” и системностью усвоения информации, так как изучаемые явления автоматически выстраиваются в определённый порядок и создают единую систему, занимают место, отведённое для них природой.

Уучащиеся научаются методике мышления мыслеобразами, создают личностно-ориентированную систему мыслеобразов по каждой учебной дисциплине. Биоадекватный метод мышления даёт ученику инструмент для решения учебных задач, для преобразования полученной информации в цельное живое знание, которое позволяет решать и жизненные проблемы.

От личности учителя зависит способность передать ученику знания, умение воспитывать и способствовать формированию личности ученика. Именно поэтому в первую очередь нееобходима соответствующая подготовка и переподготовка педагогов, ориентированная на воспитание целостного, здорового мышления, снабжение учителя эффективными психолого-педагогическими инструментами как для самостоятельного применения в повседневной собственной жизни, так и для помощи ученику в ориентации и выборе своего места в системе Природа – Общество – Человек, для умения ставить цели, определять средства, предвидеть последствия своих действий и осознавать ответственность.

В программе подготовки и переподготовки педагогов используется видеокомпьютерный психоанализ [9], который позволяет не только наглядно фиксировать результат “до и после” ноосферной подготовки, но быстро и эффективно гармонизировать личность педагога.

Подготовка и переподготовка педагогов посредством биоадекватного метода позволяет ноосферному педагогу не просто “давать” знания по конкретному предмету, но и учить целостному мышлению, методам познания и самоорганизации. В парадигме целостного динамического природосообразного образования ноосферный педагог умеет работать, используя универсальные психологические методики корректирующего или трансформирующего типа. Ноосферная подготовка позволяет учителю овладеть методиками психологического моделирования и прогнозирования различных учебных или жизненных ситуаций на основе биоадекватности нацеленной на раскрытие потенциальных возможностей ученика и самого учителя посредством их креативного взаимодействия. Подготовка и переподготовка ноосферных педагогов нацелена на овладение ими знанием основ научной теории, гносеологии, методологии биоадекватного восприятия. Это знание проецируется педагогом на преподавание учебного предмета в биоадекватном режиме. Главное умение ноосферного педагога – умение любить, то есть безусловно принимать мир ученика и умение целостно мыслить (одинаково владеть методами работы правого и левого полушарий головного мозга и их совокупной работой) определяют его как педагога новой генерации, умеющего трансформировать любые негативные проблемы, настроения, стремления в позитивные, что определяет ноосферного педагога как практического психолога [2].

Ноосферные знания и навыки биоадекваной деятельности в образовательном процессе лежат в основе культуры педагогической деятельности, которая определяет цели, задачи и сверхзадачи ноосферного педагога-психолога:

  • научить учителя творчески работать в биоадекватных методиках и технологиях образования;

  • не навредить здоровью, психике, стремлению раскрыть потенциальные способности учителя и ученика;

  • мотивировать целостное восприятие учеником Мира;

  • мотивировать позитивный выбор ученика в ситуациях заданности и неопределённости [2].

Высокие результаты биоадекватного образовательного процесса достигаются за счёт соблюдения естественного порядка восприятия информации человеческим организмом, следование которому неизменно нарушается в традиционных методиках преподавания. Об этом свидетельствуют негативные статистические данные, сопровождающие кризис современной образовательной системы [5].

Высокие результаты биоадекватного процесса достигаются и за счёт подготовки и переподготовки педагогов, а также благодаря природосообразному способу презентации учебной информации и методам её структурирования в биоадекватных учебниках. Для этого в отделении “Ноосферное образование” РАЕН, под руководством доктора психологических наук академика Н.В. Масловой разработан книгопроект “Биоадекватные учебники для устойчивого развития мирового сообщества”, который можно представить схемой из презентационного диска отделения “Ноосферное образование” РАЕН.

Концепция биоадекватного учебника.

В биоадекватных учебниках сведения по предмету организованы “изоморфно” как по механизмам восприятия, так и структуре предмета как информационной системы (2). Биоадекватные, или природосообразные, учебники являются конкретным результатом ноосферной деятельности учёных разных областей, методологов, методистов, психологов, руководителей образовательных учреждений, педагогов и медиков, что определяет биоадекватные учебники как важнейший компонент биоадекватного инструментария.

Биоадекватные учебники организуют материал по определённой дисциплине как систему ярких опорных образов с единым психолого-художественным замыслом, который сопряжён с наполнением структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Задача биоадекватного учебника: организовать личный опыт учащегося в соответствии с психо-физиологическими особенностями восприятия и переработки информации, посредством представления информации на сенсорно-моторном, символьном, логическом и лингвистическом этапах. В учебниках классической педагогической науки информация представлялась лишь на логическом и лингвистическом уровнях, с некоторыми стихийными обращениями к символьному этапу. Физиологически естественный, сенсорно-моторный этап восприятия информации практически отсутствует, что нарушает экологию информационной системы человека. Систематическое нарушение естественного процесса восприятия и переработки информации людьми отражается в их повседневной деятельности, что, несомненно, повлияло на возникновение многочисленных глобальных кризисов. Только восстановление и неукоснительное соблюдение естественного порядка восприятия и анализа биоадекватной (природосообразной) информации способно разрешить целый комплекс важнейших проблем человечества. На это нацелены биоадекватные учебники.

Последовательность этапов представления информации в биоадекватном учебнике соответствует природному ходу восприятия:

  1. Презентация образа изучаемого явления.

  2. Предоставление информации (объяснение образа в контексте изучаемого явления).

  3. Закрепление мыслеобраза изучаемого явления.

  4. Творческое использование мыслеобраза (тренировка навыков использования мыслеобраза).

Структура биоадекватного учебника максимально экономична, имеет четыре чётко выраженные в каждой теме части:

  • образ изучаемого явления;

  • пояснения к образу;

  • упражнения на закрепление;

  • творческие задания по изучаемому явлению.

Каждая часть направлена на решение определённой образовательной задачи.

Основой биоадекватного учебника является образон, введённый в практику в качестве одного из важнейших инстументов природосообразного образования акад. Н.В.Масловой [10]. “Образное изложение делает предмет речи видным” (Цицерон) [6].

Образон представляет учебный материал в виде информационной свёртки и является опорой для проведения последующих учебно-методических этапов.

Образон – это опорный образ, наполненный исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке.

Образон имеет законченный вербально-визуальный вид, отображающий изучаемое явление.

Образон играет роль знака, в котором “схвачена” сущность учебного материала. “Знак есть правило перехода от онтологии (бытия) к гносеологии (познанию)” [3].

Образон есть символ, смысловая структура которого рассчитана на активную внутреннюю естественную работу человека. Поиск символа – это естественный способ проверки соответствия информации внутренним потребностям и абсолютным моральным ценностям человека.

Образон раскрывает и гармонично формирует умение понимать явления и предметы в реальном и символическом смыслах. На этом свойстве мышления основывается эйдетическая (образная, долговременная) память.

Образон в учебнике – это эвристический поиск природной аналогии изучаемого явления по качественным, количественным, относительным признакам (форма, цвет, движение, функция, запах, вкус, звук и др.).

Все образоны в учебнике представлены в соответствии с физиологическими особенностями человека.

Естественные основания образа, символа и образона кроются в природе зрительного анализатора. С позиции физиологии дуэт “глаз-мозг” способны работать в двух режимах:

- симультанном (панорамное, быстрое “схватывание” информации с помощью периферийного зрения);

- сукцессивном (детализированное, медленное восприятие информации с помощью центрального зрения).

“Дуэт глаз-мозг”, по выражению Н.В.Масловой, выполняет важнейшую функцию в процессе приёма-передачи информации, что выражено схемой из её книги [2]:

Принципиальные характеристики биоадекватного учебника:

1.Экономичность (возможность сокращения времени на изучаемое явление в 3-6 раз).

2. Инструментальность (обращение к природным образам позволяет моментально использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности).

3. Эстетичность (позволяет, не прибегая к дополнительной методике, осуществлять целенаправленный процесс формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру).

4. Многофункциональность (может быть использован как наглядное пособие, раздаточный материал, может быть использован для групповой работы, быть самоучителем, а также быть семейной энциклопедией).

Многофункциональность биоадекватного учебника определяет его назначение.

Все перечисленные характеристики можно назвать одним термином – природосообразность.

Эргономика заключается в сокращении времени постижения изучаемых явлений в

условиях психологического комфорта.

Система ярких опорных образов позволяет усваивать информацию в более сжатом

виде, интенсивно, глубоко. Качественные и количественные параметры усвоения материала чётко определены и имеют высокие показатели, что подтверждает десятилетний период апробации биоадекватных учебников.

Целью биоадекватных учебников является формирование системы целостных

взаимосвязанных мыслеобразов по определённому учебному курсу, тренировка и развитие природного метода мышления образами, то есть воспитание собственного ноосферного целостного мышления.

Биоадекватные учебники ориентированы на реального школьника с его физиологическими особенностями и духовными возможностями. Биоадекватные учебники являются здоровьесберегающими и коррекционными.

Биоадекватные учебники награждены Золотой медалью I МосковскогоМеждународного Салона Инноваций и Инвестиций.

Биоадекватный инструментарий ноосферного образования реализуется в ноосферных школах. Значимым результатом ноосферных школ является предоставление мировому сообществу педагогов с целостным здоровым мышлением, ноосферным мировоззрением, способных преподавать учебные предметы биоадекватными способами, не нанося ущерба биоритмам ученика и тем самым будущим поколениям землян.

Биоадекватный инструментарий ноосферного образования создан и существует для Человека как живой открытой самоорганизующейся нелинейной энерго-информационной системы. На этапе ноосферного перехода Человечество в полной мере осознаёт, что вся его деятельность должна подчиняться Законам Мира, его творчество должно быть в гармонии с Природой, а его свобода есть свобода выбора жизни для каждго лично и будущих поколений [1].

Биоадекватный инструментарий ноосферного образования нацелен на раскрытие, осознание и принятие человечеством своего истинного предназначения – гармоничного и целесообразного существования единой земной человеческой цивилизации как космического явления.

Крупнейший римский учёный-энциклопедист Варрон Марк Теренций справедливо отмечал “Человек-то мал, а дом его Мир”. Каким будет человек будущего, каким будет его дом – Мир, зависит от каждого из землян на этапе Ноосферного Восхождения. Ноосферное образование – это космообразование сегодняшнего и будущего дня. Биоадекватный инструментарий Ноосферного образования – это универсальный инструментарий для устойчивого нелинейного развития мирового сообщества.

Библиография

1. Астафьев Б.А. Основы мироздания: творение, Геном и Законы Мира. М., 2002.

2. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М., 2002.

3. Лещёв С.В. Постструктуруалистские медитации. М., 1998.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

5. История воспитания и образования в России. М., 1992.

6. Философия образования. М., 1996.

7. Резниченко Г.Ю., Рубин А.Б. Математические модели биологических продукционных процессов. М.: МГУ, 1993.

8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

9. Ануашвили А.Н. Основы психологии. М., 2001.

10. Маслова Н.В. Древо английской грамматики. М., 1997.

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz