Основой биоадекватного
учебника является образон, введённый в практику в качестве одного из
важнейших инстументов природосообразного образования
акад. Н.В.Масловой.
“Образное изложение
делает предмет речи видным” (Цицерон).
Образон представляет учебный материал в виде
информационной свёртки и является опорой для проведения последующих
учебно-методических этапов.
Образон – это опорный образ, наполненный исчерпывающей
информацией в алгоритмическом порядке.
Образон имеет законченный вербально-визуальный вид,
отображающий изучаемое явление.
Образон играет роль знака, в котором “схвачена”
сущность учебного материала. “Знак есть правило перехода от онтологии (бытия)
к гносеологии (познанию)”.
Образон есть символ, смысловая структура которого
рассчитана на активную внутреннюю естественную работу человека. Поиск
символа – это естественный способ проверки соответствия информации
внутренним потребностям и абсолютным моральным ценностям человека.
Образон раскрывает и гармонично формирует умение
понимать явления и предметы в реальном и символическом смыслах. На этом
свойстве мышления основывается эйдетическая (образная, долговременная)
память.
Образон в учебнике – это эвристический поиск природной
аналогии изучаемого явления по качественным, количественным, относительным
признакам (форма, цвет, движение, функция, запах, вкус, звук и др.).
Все образоны в учебнике
представлены в соответствии с физиологическими особенностями
человека.
Естественные основания образа, символа и образона
кроются в природе зрительного анализатора. С позиции физиологии дуэт
“глаз-мозг” способны работать в двух режимах:
- симультанном (панорамное, быстрое “схватывание”
информации с помощью периферийного зрения);
- сукцессивном (детализированное, медленное восприятие
информации с помощью центрального зрения).
Из статьи Н.В.Антоненко "Биоадекватный инструментарий ноосферного образования для устойчивою развития
общества", размещенной на нашем сайте.
ОТЗЫВЫ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
О БИОАДЕКВАТНЫХ УЧЕБНИКАХ |