| |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Isle of Man College |
ОБ ОПЫТЕ ВНЕДРЕНИЯ
НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Наталия Геннадиевна Жигунова, кандидат психологических наук
|
Уважаемые коллеги! Я очень благодарна устроителям
XV
международной научно-практической конференции “Ноосферное образование –
фундамент устойчивого развития общества” и лично Н.В. Маслову за
предоставленную мне возможность поделиться с вами опытом внедрения
технологий ноосферного образования в школах Великобритании. К сожалению, я
не могу лично присутствовать на конференции и пообщаться с вами, но,
надеюсь, даже заочный рассказ о внедрении ноосферного образования в
английские школы окажется полезным.
Концепция ноосферного образования, к сожалению, во
многом еще остается для британских педагогов “тайной за семью печатями”.
Несмотря на то, что идеи о целостном мышлении, как естественном и наиболее
продуктивном для человека, о необходимости гармонизировать отношения
личности с окружающим миром воспринимаются британцами с интересом и
одобрением, до сих пор их относили к области прикладной психологии и
психологического консультирования. Поэтому существование педагогической
технологии, которая ,
собрав эти разроненные идеи воедино и творчески их переработав, вот уже 10
лет успешно применяется в средних школах России, было для британских
педагогов поистине удивительным открытием.
Далеко не все сразу приняли концепцию, первоначально
она была встречена с недоверием и даже с некоторой опаской – слишком уж
необычными казались методы преподавания. Но результаты, которых достигли
студенты в группах, где применялись ноосферные технологии, говорили сами за
себя.
Первая попытка построить учебный процесс согласно
концепции ноосферного образования была предпринята в 2001 /2002
учебном году, в Isle of Man College,
где я преподавала общую психологию студентам, получающим сертификат о
неполном среднем образовании
(что соответствует 9му классу
российской средней школы). В 2003/2004
учебном году в Ballakermeen High School
мною читался двухгодичный курс общей психологии учащимся выпускных классов.
Тут необходимо дать
характеристику учащихся колледжа. Isle of Man College,
как многие подобные заведения в Великобритании, специализируется на
подготовке к получению сертификата о среднем образовании студентов, которые
были исключены из средних школ и чье поведение было признано “социально
нежелательным”. Большинство студентов были либо из неполных, либо из
дисфунткциональных семей. Словом, подростки, которые никому не были нужны ни
в школе, ни дома.
Нужно ли говорить, что мотивации к обучению у
студентов не было фактически никакой, кроме разве что “получить какую-нибудь
бумажку, чтобы не цеплялись”. Первые несколько лекций ушли на то, чтобы
научить подростков прислушиватьться к себе, наблюдать за своим же
собственным поведением, своими чувствами, учиться выражать их. Необходимо
отметить, что учащимся сразу же понравилась релаксация в начале занятий, это
помогало им настроиться на урок, преодолеть замкнутость, избавиться от
агрессивности. С переводом полученных в состоянии релаксации ощущений и
мыслей в образы трудностей тоже не возникало. Сложнее проходили на первых
порах лингвистический и логический этапы занятий – студенты не привыкли
выражать свои мысли. Многие были настолько уверены в своей никчемности, что
даже и не пытались самостоятельно мыслить. Но постепенно и эти трудности
были преодолены, чему немало способствовало проведение уроков в режиме
“релаксация – активность”. В конце учебного года результаты поистине
потрясали – все 12 студентов группы получили проходной балл на экзамене.
Необходимо отметить, что руководство колледжа
заинтересовалось методикой проведения занятий буквально в первые же месяцы
обучения, когда существенно повысилась посещаемость занятий по психологии.
Основные положения концепции ноосферного образования по инициативе
заведующей учебной часть миссис Стюарт были доложены мной на
научно-практической конференции для преподавателей психологии (2003 год).
Так же биоадекватные педагогические технологии неоднократно обсуждались на
педагогических советах колледжа.
В 2003 /2004
учебном году я читаю курс общей психологии, а также преподаю русский язык и
литературу студентам выпуского класса Woodside Park
International School в Лондоне,
работающей по программе международного бакалавриата. Контингент учащихся в
этой частной школы весьма необычен и интересен. Здесь учатся студенты из
Италии, Испании, России, Китая, Франции, Греции и многих других стран. В
программу обучения включено обязательное изучение родного языка и
литературы, и преподают данный предмет носители языка. Учащиеся, как правио,
нацелены на получение высшего образования и обладают высокой мотивацией к
обучению. Ноосферными образовательными технологиями заинтересовались как
учащиеся, которым очень нравятся новые методы обучения, так и педагоги,
которые охотно посещают занятия и обращаются за советами. Руководство школы
в ближайшем будущем собирается предоставить возможность для проведения
первой ступени тренинга “Биоадекватная методика преподавания”.
Ноосферными педагогическими технологиями также заинтересовались
представители факультета психологии Оксфордского университета, побывавшие на
одном из занятий.
Мне хотелось бы кратко перечислить положительные
моменты, которые возникли в моем опыте внедрения ноосферного образования в
Великобритании и указать на возникшие трудности.
Во-первых, хотелось бы отметить, что в работе с
учащимися среднего и старшего школьного возраста незаменим опыт работы с
наставниками по 6ти стурктурным уровням личности. Подростки и старшие
школьники находятся в процессе формирования личности, они постоянно ищут
идеалы, с которых они могли бы “лепить себя”. И то, что они могут найти
подобную поддержку в самих себе, помогает им обрести уверенность и найти
свой путь в жизни. Затруднения в работе с наставниками у британских
школьников обычно встречаются на социальном уровне (поскольку британская
культура крайне индивидуалистична, то понятие “вклад в социум” здешними
школьниками воспринимается как абстракция, не имеющая никакого личностного
значения). Также некоторые проблемы возникают при работе с наставниками на
принципиальном уровне, поскольку подростки редко могут сформулировать
собственные жизненные принципы даже на уровне образов и ощущений, и тут им
требуется особая помощь преподавателя.
В целом же за 3 года преподавания психологии по
биоадекватной методике получены следующие результаты:
-
Существенно повышается мотивация студентов к обучению. При этом сам
процесс учения начинает восприниматься учащимися как процесс личностного
роста, а не простого накопления информации.
-
Повышается самооценка учащихся, вера в свою уникальность
-
Повышается посещаемость занятий
-
Повышается интерес британских педагогов к использованию ноосферных
технологий в образовании
Интересно отношения родителей моих студентов к
ноосферной образовательной методике. В отличие от российских родителей, у
британцев нет предвзятого ощущения в релаксационным методикам, это давно
знакомый компонент ухода за психическим здоровьем. Однако британских
родителей удивляло другое. “Как это вы и песни поете на уроке, и рисуете, и
диспуты проводите? А когда же УЧИТЬ начнете?”. Но, как правило, побывав на
2-3 занятиях в качестве гостей, даже самые недоверчивые родители убеждались
в том, что несмотря на развлекательность уроков, на них идет весьма
серьезная работа. И самое главное в этой работе – становление ХАРАКТЕРА
юного человека, которое вовсе не равно сумме накопленных им знаний.
В заключении мне хотелось бы сказать, что я буду рада
ответить на ваши вопросы и поделиться опытом преподавания в Великобритании.
Адрес моей электронной почты и номер телефона имеются у Антоненко Наталии
Владимировны, которая любезно помогла мне в организации данного выступления. |
|
|
|
|