| |
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ О НООСФЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ - 1
|
"Учитель Казхстана" №21-23; 13 июля 2004 г. |
НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
ОБРАЗОВАНИЕ РАЗУМНОЕ
АДРЕСОВАНО ПОДВИЖНИКАМ
Три дня, которые потрясли ... |
|
По тем
законам, что родится колос,
И солнца луч струится с высоты.
В гармонии вселенского созвучья
Живешь и ты... |
|
|
Это - "ключ" к
Ноосфермому образованию. Вчитайтесь... Вслушайтесь... Вдумайтесь...
Вчувствуйтесь... В гармонии ли ты
живешь? Если нет - почему? А как - чтобы в гармонии? |
Кто
будет спорить, что учительство не устает искать, исследовать, пробовать,
находить, анализировать, опровергая еще вчера, казалось бы, интересные
завоевания в педагогике?
И
все-таки, и все-таки... Будто неправильно репку потянем...
|
"ПРИШЕЛЬЦЫ"
Именно так и хочется назвать команду российских
ученых, приехавших в мае по приглашению директора Департамента образования г
Алматы Г.И.Исимбаевой. Международная
научно-практическая конференция "Ноосферное образование - фундамент
устойчивого развития общества" собрала более 300 алматинских учителей И
можно смело утверждать - ничего подобного до этого они не видели и не
слышали. Иначе как интеллектуальным подарком это нельзя назвать.
Наталья Владимировна Маслова - действительным член
Российской академии естественных наук, доктор психологических наук Она -
разработчик системы НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, профессор Борис Александрович
Астафьев - действительный член РАЕН, доктор медицинских наук, профессор,
лауреат премии им М Ломоносова, Наталья Владимировна Антоненко - советник
РАЕН, кандидат психологических наук, Марина Владимировна Ульянова -
член-корреспондент РАЕН, кандидат технических наук
Наверняка у устроителей было опасение - а как совершенно уставшие к концу
года учителя, в преддверии Единого национального тестирования, воспримут
необычное для слуха - "ноосферное образование".
Если взять за аксиому, что образование - способ ориентации общества на
качественные человеческие ресурсы, передовые технологии в экономике, в итоге
определяя роль и положение государства в мире, то кто станет возражать, что
образование должно быть сориентировано на современные вызовы времени7
Кстати, современность однозначно утверждает, что наметился гигантский разрыв
между наукой и практикой.
Кризис техногенной цивилизации приводит к однозначному выводу - необходима
переоценка прежних, традиционных подходов, приемов, методик Образовательная,
традиционная система, сложившись в XIX веке, подпитывалась идеями
социального заказа 30-60, 70-х годов прошлого века, "продуктом" которой был
человек знающий. Сегодняшняя школа
готовит, - увы- человека, не умеющего вписаться в сложный современный мир, а
выпускник руководствуясь стереотипным, нединамичным мышлением, не умеет
вести диалог с быстро изменяющимся миром.
Так появилось новое понятие "вульгаризация образования", суть которого -
несоответствие между био-социальной природой человека его потребностям в
адекватной ему системе образования
"Традиционное разделение школой целостного знания на отдельные дисциплины,
прочно закрепленные в высшей школе, привело к забвению субъекта
образовательной деятельности - человека. Фокус внимания сместился на объекты
информации по отдельным дисциплинам Итог - конфронтация субъекта образования
и системы, концепции и практики образования. Декларирование лидирующей
функции информации и компьютеризации при забвении проблемы самореализации,
самовоспитания и педагогического воздействия на молодое поколение. Забыта
мировоззренческая функция знаний - ведущая в деятельности и поведении
человека, обеспечивающая превращение знания в убеждения
Предмет тревоги - медицинские проблемы, связанные с существующей системой
образования Сокращение мышечных усилий человека (более чем на 90 процентов
за последние 100 лет) вытаскивает целую цепочку болезней, связанных с
гипокинезией, пока недостаточно еще изученной, но влекущей ослабление
жизненно важных систем человека Опасность Интернета - увеличение количества
и негативный характер информации, переутомление от компьютерной и
телевизионной техники, психические расстройства у детей и подростков.
Социально-экологические проблемы - вследствие ионизации воздуха в
компьютеризированных помещениях, вредная для пользователя компьютером и
окружающих атмосфера...
Лишь глубоко осознав происходящие перемены во взглядах на мир, лишь овладев
новой методологией и инструментарием для его познания, возможно органично
вступить в новый этап духовной эволюции на-шей планеты - Ноосферу. Это
Владимиру Ивановичу Вернадскому принадлежат пророческие слова "Процессы,
подготовлявшиеся много миллиардов лет, не могут быть преходящими, не могут
остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в Ноосферу, то
есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а
не этому процессу противоречащие".
Нам, наследникам В И Вернадского, предстоит войти в ноосферу или сферу
Разума - только обновив и усовершенствовав систему образования. Еще накануне
третьего тысячелетия мы видели, насколько усилились поиски концепции новой
школы образования - через синтез космического, биосферного, антропосферного
и культуротворческого начал жизни.
Итак, автором концепции Ноосферного образования Н В Масловой утверждается,
что "Мир нуждается в человеке, понимающем и осознающим себя, общество и
культуру, как минувших эпох, так и современную".
Вызов эры информатизации, коммуникации и систем всеединства однозначен -
необходима новая философия образования, смена парадигмы педагогического
мышления, пересмотра категориального аппарата педагогики, трансформации
практики педагогики. |
"УК" №21-23;
13 июля 2004 г. |
СОВЕТ ОТ
А. ЭЙНШТЕЙНА |
Конечно же, мы знаем, что
образование - стратегический ресурс общества. Пожалуй, это знает любой
мало-мальски продвинутый школьник. Однако это утверждение справедливо, если
образование играет опережающую роль. "Чтобы выжить, нам нужен иной способ
мышления", сказал в свое время А.Эйн-штейн. Адресовано образованию, чей
арсенал средств, методов стал многообраз-ным, значительным. А хочется ли
молодым людям в школе учиться? - вопрос риторический. Однозначно - нет.
Почему? Потому что интерес к личности школьника должен быть организован и
гарантирован, а не только продекларирован - вот весь ответ. Школу
сравнивают с горячей печью, выпекающей хлеба, которые будут хороши, если
выпекаться будет оптимальное количество форм с тестом. Не более! Автор
"Ноосферного образования", продолжая аналогию школы с горячей печью,
утверждает, что она перегорела от по-стоянных тяжких перегру-зок. Учитель с
пятичасовой нагрузкой обслуживает около 150 человек, отводя на каждого
ученика по 2 минуты. Используя всю гамму чувств, души, интеллекта,
физические возможности организма, которые задействованы в нечеловеческом
режиме. Тогда как индивидуальные усилия школьни-ка составляют около 2
ми-нут. Учительские усилия превосходят в 30 раз уси-лия учеников, поскольку
именно столько их в классе. Счет 1/30 - никому не на пользу. Где же корень?
- спросите вы. Он - в нехватке учителей, из-за нехватки средств на достойное
обеспечение учительства, образования. Которое заявлено как стратегический
ресурс общества. "Система образования в современной школе отстала от
достижений науки на сотни лет".
Технология образования - одна из социальных технологий (наряду с
глобальными, информационными, внедренческими, политическими, человедческими
и др.). "Это специально организованная область знаний о способах и
процедурах оптимизации образования человека в условиях нарастающей
зависимости, динамики и обновления общественных процессов; способ
осуществления образовательной деятельности на основе ее рационального
расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и
синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения, средств
управления". (Продолжение на следующей стр.) |
|