15-летний юбилей РАЕН и 10-летний юбилей
отделения Ноосферного образования РАЕН отмечаются в 2005 году.
Первая российская независимая Академия была
создана группой учёных – авторов открытий и изобретений в 1990 году. Ядром
группы были учёные-геологи, минералоги, геохимики, разделявшие идеи
ноосферизации биосферы, высказанные В.И.Вернадским. Идеологом и
вдохновителем создания небывалой ранее в России научной структуры стал
крупный учёный, ученик В.И.Вернадского и В.А.Виноградова доктор
геолого-минералогических наук, автор открытий, Лауреат ряда Государственных
премий профессор Дмитрий Андреевич Минеев (1935 -1992 гг.) Он был избран
президентом Академии Естественных Наук. На его плечи легли первые два года
становления научного сообщества вне государства, вне финансирования, вне
признания, вне политики, вне традиций. В те недели и месяцы, что были
нагружены, как годы, невозможно было вычленить приоритеты деятельности
сообщества учёных: наука, политика, борьба за элементарное выживание. “Как в
пересыщенном растворе кристаллик смысла ищем”, – писал Дмитрий Андреевич о
полифуркационном напряжении тех лет. Но никакие трудности быта и бытия не
могли пошатнуть его идею развития творческого наследия В.И.Вернадского,
развить свободу творческой мысли в России, открыв перспективы научного
творчества для огромного числа учёных - создателей новых научных
направлений, общественных деятелей, стремящихся к сотворению ноосферного
человечества.
Геологи, физики, биологи, геополитики,
философы нащупывали пути исследования ноосферной проблематики. Через 5 лет в
РАЕН была создана специальная секция “Ноосферные знания и технологии”.
Впрямую прозвучал лозунг “Ноосфере – быть”.
В рамках этой секции возникло отделение
Ноосферного образования. В настоящее время в отделении работают 20
действительных членов – докторов наук, 20 членов-корреспондентов – докторов
и кандидатов наук и 18 советников, в том числе кандидатов наук.
Целью работы отделения было признано создание
научно-теоретических, мировоззренческих, методологически и инструментальных
основ для реинжиниринга системы образования в России. При этом термин
“реинжиниринг” (от англ. engine
– ведущий механизм) впервые в научный оборот введён нами и понимается как
эволюционно необходимая замена ведущих механизмов системы образования
(концепция, методы, инструменты). Целью реинжиниринга системы образования
является повышение её эффективности и конгруэнтности Законам Мира (природосообразность).
Это направление в системе образования возникло как эволюционно новый этап в
системе образования – эмерджентный относительно существующих систем.
Отличительной особенностью его является использование Законов Мира, Общества
и Постижения, открытых космичной наукой, центром которой в настоящее время
является отделение Ноосферного образования РАЕН.
Члены отделения Ноосферного образования
работают в нескольких направлениях.
-
Основы Мироздания (Б.А.Астафьев,
Н.В.Маслова).
-
Системономия и системология (Ю.А.Урманцев,
Н.В.Маслова, Б.А.Астафьев).
-
Теория ноосферного образования (Н.В.Маслова).
-
Философия образования (Н.Б.Миронова,
Н.Мамедов, С.В.Лещёв, В.И.Самохвалова).
-
Естественнонаучное,
физико-математическое, геополитическое и социологическое обоснование
природосообразного образования (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова, И.Н.Шванёва,
А.Н.Ануашвили, Ю.Н.Иванов, Л.Н.Немировский, Е.Н.Дзятковская, А.Н.Камнев,
И.М.Дмитриевский, В.М.Назаренко, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян).
-
Социальные и управленческие процессы
образования (М.В.Ульянова, Л.Н.Цой, И.В.Прангвишвили, Е.В.Юркевич,
А.Н.Ануашвили).
-
Медицинские аспекты ноосферного
образования (И.А.Тлячева, Н.А.Давыдовская, Т.С.Озерова, В.К.Купреева,
Ю.А.Поляев, Б.А.Поляев).
-
Психология ноосферного развития личности
(И.Н.Шванёва, Н.В.Маслова, И.А.Тлячева, Н.В.Антоненко, Н.А.Морозова,
Л.Ю.Тимочкина, И.А.Балюк, Л.К.Рыбальченко, Е.А.Саркисян).
-
Методология и методика ноосферного
образования (Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко,
И.А.Балюк, О.Г.Никифорова, И.Е.Ванцян, Л.В.Мазурина, Л.К.Рыбальченко).
-
Биоадекватный педагогический
инструментарий ноосферного образования (Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко,
М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, И.Е.Ванцян,
А.Г.Ванцян, Л.К.Рыбальченко, О.Г.Никифорова).
-
Мониторинг в ноосферном образовании (И.А.Тлячева,
Т.С.Озерова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян
Л.К.Рыбальченко, О.Г.Никифорова).
-
Апробация и внедрение концепции и
биоадекватного инструментария ноосферного образования (Н.В.Антоненко,
М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, В.Н.Кондрашов,
Е.Л.Некрасов, И.А.Маслов, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян Л.К.Рыбальченко,
О.Г.Никифорова, Н.А.Раюшкина, Т.П.Скобликова, Г.Н.Гурленя, Т.М.Серикова,
Н.Г.Жигунова, Е.А.Саркисян, Н.Е.Соломатина, В.В.Курылев).
Неоценимую юридическую, консалтинговую и
финансовую поддержку отделению постоянно оказывает консалтинговая группа
“Прадо” – коллективный член отделения и её руководитель И.А.Маслов.
Эти направления в деятельности отделения
Ноосферного образования являются необходимыми и реализуются учёными разных
специальностей, преподавателями средних и высших учебных заведений.
В данном сборнике представлены избранные
статьи, написанные авторами в разные годы (1995-2004) по тематике
ноосферного образования. Эти статьи не исчерпывают научного творчества
членов отделения. Перечень монографий, учебников, учебных пособий,
представлен в данном сборнике особо (Приложение №1).
Более 50 патентов России, Украины, США
получены членами отделения, в том числе на концепцию ноосферного
образования, методику преподавания, концепцию биоадекватных учебников,
концепцию ноосферной школы, методику ноосферного развития и инструментария
психодиагностики, в том числе с использованием приборов, для выявления и
коррекции потенциала личности и т. д.
Разработки членов отделения удостоены Золотой
и Серебряной медали ВВЦ, I
Международного салона инноваций и инвестиций.
Школы, где внедрены концепция и методы
ноосферного образования, признаны в 2003 и 2004 годах победителями на
Общероссийском конкурсе “Лучшая школа России” в номинации “Педагогический
поиск” (Боровская ноосферная школа Калужской области). Успешно внедряется
ноосферное образование в регионах и национальных областях. Победителем
конкурса “Лучшая школа Якутии” стала Покровская улусская гимназия № 2,
которая 4 года работает по системе ноосферного образования. Победу в
конкурсе “Лучшая школа Бурятии” одержали средняя школа № 2 и управленческая
гимназия с. Агинское (БАО). Образцовыми стали гимназия № 2 г. Мариинска и
гимназия № 11 Анжеро-Судженска Кемеровской области. Ряд педагогов и
директоров школ стали победителями в Общероссийском конкурсе “Учитель года”
в 2000-2003 гг. и в конкурсе “ Vivat,
учитель!” (2003-2004 гг.).
Процесс
внедрения ноосферного образования набирает силу, возрастает качество
преподавательской деятельности учителей, использующих методы ноосферного
образования. Оно приобретает всё новых и новых сторонников и последователей
в регионах и странах СНГ (Казахстан, Украина), а также в Великобритании.
В отделении защищены 5 докторских и 10
кандидатских диссертаций, воспитаны талантливые учёные, работы которых
представлены в настоящем сборнике. Вклад учёных отделения Ноосферного
образования в развитие науки и образования отмечен 15 медалями и орденами, в
том числе международными. Они являются лауреатами премии Михаила Васильевича
Ломоносова, международной премии Вильгельма Конрада Рентгена, премий РАЕН и
др. 5 членов отделения награждены Знаком “Гармония”.
Все члены отделения работают по реализации и
внедрению единой интегрированной программы “Ноосферное образование для
устойчивого равития России”, созданной в отделении и принятой к реализации
совместно с Фондом Устойчивого Развития Гос. Думы РФ.
За годы работы отделением проведено 16
международных и 5 региональных научно-практических конференций по тематике
“Ноосферное образование – фундамент устойчивого развития личности и общества
(Москва, С.-Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Томск, Алматы,
Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Якутск, БАО).
Члены отделения провели более 100 выездных
курсов в суммарном объёме около 10000 учебных часов по программам
переподготовки кадров педагогов, врачей, психологов, управленцев системы
образования. На них прошли обучение более 2000 человек. На этих курсах были
подготовлены и получили в последующем научно-методическую помощь в отделении
Ноосферного образования 20 авторов, создавших учебники и учебные пособия в
рамках Национального книгопроекта “Биоадекватные учебники”, а также активно
работающие по созданию новых учебников и пособий.
В структуре отделения действуют Совет
ноосферного образования России, Независимый международный межакадемический
совет ноосферного образования (экспертный орган), Совет директоров
ноосферных образовательных учреждений. Отделение учредило и проводит
Международный конкурс “Vivat,
учитель!” В отделении создан и учреждён Знак “Гармония” для поощрения
позитивных начинаний в деле единения науки, культуры, образования и
практики. Знаком “Гармония” награждаются деятели науки, культуры,
образования и практики за личный вклад в поступательный процесс гармонизации
системы “Человек – Природа – Общество – Космос”. Академик И.Н.Шванёва
является автором макета Знака “Гармония”. Она же – автор текста и музыки
гимна учёных РАЕН.
Предлагаемый сборник состоит из двух томов:
1) научных статей, 2) литературных произведений. Это: коллективный труд
членов отделения Ноосферного образования РАЕН, убеждённых в необходимости
эволюционных изменений в мировоззрении, науке, образовании.
Работа членов Отделения – это неутомимый и
целеустремлённый труд по созданию Нового Человека, могущего говорить на
одном языке с Природой и Космосом, бережно охраняющего нашу планету. Мы
убеждены, что малые коллективы, вооружённые Знанием Всеобщих Законов,
Законов Общества и Постижения, способны оказать мощное влияние на позитивные
фундаментальные трансформации в обществе и планетарной цивилизации!
|