| |
|
Н.В.Маслова
"Ноосферное
образование"
М. 2002 |
Накануне третьего тысячелетия заметно возросли поиски
концепций новой школы и образования на основе синтеза космического,
биосферного, антропосферного и культуротворческого начал жизни. “Взрыв”
творческой энергии деятелей науки, культуры и образования
обусловлен
потребностями гармонизации ценностных, духовных и практических отношений
людей между собой и окружающим миром. Лишь глубокое осознание происходящих
перемен во взглядах на мир, овладение новой методологией и инструментарием
для его познания позволит органично вступить в новый этап духовной эволюции
нашей планеты — НООСФЕРУ.
Только обновленная и усовершенствованная система
образования позволит нам органично войти в новую, направленно развиваемую
человеком сферу жизни на планете Земля, которую мы, как наследники
В.И.Вернандского, теперь традиционно называем ноосферой, или сферой Разума.
ОБРАЗОВАНИЕ — способ ориентации общества на
качественные людские ресурсы, передовые технологии в экономике и, в конечном
счете, на положение и роль государства в мире.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ОБРАЗОВАНИЯ даются нам миром
природы, миром людей и миром
искусства, единой природой человечества.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ передачу знаний,
умений и навыков от поколения к поколению.
Передовая система образования делает возможным
технологический прорыв во всех сферах жизни и переход общества на новый
экономический, социальный, политический, культурный уровень. Всемерное
использование жизненно важных инноваций в сфере образования — это ключевая
этическая, экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век. |
|
|
Создание передовой системы образования — это ключевая этическая,
экономическая, стратегическая задача России на пути в XXI век.
Концепция ноосферного образования является частью
концепции ноосферного пути развития России, разработанной Академией
Естественных наук в 1993—1995 гг., и исходит из её базовых понятий и
принципов.
Концепция ноосферного образования —
это система научно-теоретических, гносеологических, методологических и
практических взглядов на природу образования и возможности его
эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.
Концепция ноосферного образования является
конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик
образования конца XX в. |
«Чтобы выжить, нам нужен иной
способ мышления»
А. Эйнштейн
Теория познания является
философской основой науки и образования. Её предметом является многогранный
процесс познания — его возможности и закономерности, ступени и формы,
отношения к знанию объективной и субъективной реальности.
К середине XX в. человечество накопило значительный опыт и убедилось в
бесконечных возможностях познания как вширь (исследования Вселенной,
галактик, космоса), так и вглубь (исследования клетки, молекулы, атома).
Актуальными проблемами современной теории позна-ния являются:
— закономерности познания и их соотношение с закономерностями Вселенной
(законами системности и их динамики);
— отношение к знаниям субъективной реальности и взаимоотношение последней с
объективной реальностью;
— механизмы и этапы процесса познания;
Становится всё более очевидным, что решение последней из указанных проблем
поможет осветить первые две.
Теория познания исторически почти всецело попала во власть нейрофизиологии,
психологии и сопряжённых с ними направлений. Сосредоточение на механизмах
познания естественно ведёт человека в мир субъективной реальности.
Мы можем обойти рассмотрение механизмов и сути познания, но мы не можем
избежать последствий такого несовершенного мышления, которое простирается во
все сферы жизни.
Проблема механизмов познания сегодня находится в эпицентре внимания учёных и
практиков. Это — передний край науки и практики, «горящая точка»
полифуркационного процесса в обществе и науке, момент определения — куда и
как пойдёт человечество завтра? |
|
|
«Мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем
эволюции внутреннего мира человека. Найти способы такого воздействия
на него, чтобы внутренний мир человека превратился в
его
основную ценность. Вот здесь и лежит ключ к самому
человеку — сохранению вида «homo sapiens» на планете.
Н. Н. Моисеев
Сложнейшая живая психо-физиологическая система «Человек»
в постнеклассической науке является одновременно объектом и субъектом
познания. Сегодня невозможно изучать Человека ни как объект, ни как субъект
познания, не учитывая сложную и недостаточно изученную структуру этой живой
системы. Современный этап её изучения характеризуется интеграцией знаний и
тенденцией к их целостности. При этом речь идёт о научно-практических
знаниях. Выше мы указывали на недостаточность современных научных средств
для фиксирования или объяснения многих проявлений человека, которые нельзя
сбросить со счетов. Специалисты разных областей знания неоднократно
указывали на необходимость новых подходов к изучению человека. Приведём
некоторые.
«В настоящий момент мы переживаем глубокие
изменения в нашей концепции природы и в структуре человеческого общества...
Эти изменения породили потребность в новых отношениях между человеком и
природой так же, как и между человеком и человеком» (Пригожин).
«Революция, о которой идёт речь, происходит на всех Уровнях: на уровне
элементарных частиц, в космологии, на Уровне так называемой макроскопической
физики, охватывающей физику и химию атомов и молекул...» (Пригожин). |
«На свете есть вещи поважнее самых прекрасных
открытий —
это знание метода, которым
они были сделаны»
Г. Лейбниц
Биологически адекватная REAL1 методика представляет
собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью
которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по
учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом
используется системная организация физиологических, интеллектуальных,
психических функций учащихся.
Мы не предлагаем в REAL — методике преподавания ничего нового, кроме
активизации творческих способностей и экономии мышления: это — кратчайший
путь к цели. Можно 10 лет учить русский или иностранный язык, но не уметь
пользоваться им, т. к. «лоскутное одеяло» из правил и отрывочных сведений
многим не под силу соединить в цельное знание. В REAL — методике ставится
цель: смотивировать учебный мыслеобраз как микроструктуру знания по учебному
предмету, заложить его в долговременную память ученика и научить ученика
пользоваться новым мыслеобразом, т. е. сделать его творческой подвижной
микроструктурой мышления, вовлечь его в динамичный поток постоянно
движущихся ранее приобретённых мыслеобразов. |
|
|
«...мы обязаны быть верными себе, тогда мы можем
содействовать
позитивному росту других. Воды большой реки не
иссякнут,
если ручей, питающий её, будет верен своей природе».
А. Менегетти
Подобно Ньютону, который в 18 в. приоткрыл для
человечества законы Природы, или Лавуазье, который внёс применение весов в
химию, педагог нового поколения должен привнести целостное мышление в
качестве базового инструмента в педагогику. От скорости и качества
осознания важности этого акта зависит скорость и направление выхода из
сложной современной ситуации в образовании и в обществе в целом.
Известно, что дело учёного — открыть и облечь в слово и формулы существующие
закономерности Вселенной.
Миссия методолога — найти инструменты привнесения открытия учёного в
образование.
Миссия педагога — формировать целостное мышление ученика, в равной мере
привнося в этот процесс достижения учёного и методолога. Синтез знания и
умения — вот отличительное качество педагога. |
Зерна брошены в почву...
Зерна идей ноосферного образования, ноосферной науки, ноосферного сознания,
ноос-ферного пути развития России порождены предшествующим ростом
общественного, научного и индивидуального сознания. Их естественное развитие
протекало в духе идей В. Вернадского, К. Циолковского, Н. Федорова, А.
Чижевского, И. Пригожина, П. и О. Кузнецовых, Н. Моисеева-Известно, что
человек приобретает убеждения и мировоззрение в соответствии с уровнем своих
знаний. К концу XX века, пройдя этап классических, неклассических и
приступив к постнеклассическим опытам, многократно убедившись в том, что в
самой науке, в образовании, в сознании нет ничего, чего бы не было в природе
и жизни, человечество обратилось к тотальной экологизации.
Эксцентрическая парадигма жизни через модели открытых систем социума,
науки, образования, человека с сопряженными процессами приводит к
непротиворечивому единению индивидуального и коллективного интеллекта и
духовности на основе экологичного (целостного) мышления. Это и понимается
сегодня как парадигма сферы разума (ноосферы). Ноосферное развитие
понимается как осознанно управляемое природосообразно ориентированное
соразвитие Человека, Природы и Общества, при котором удовлетворе-ние
потребностей происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений. |
|
|
Небывалая ранее роль выпала на долю
образования. Оно может стать лидером ноосферного перехода, т. е. тем
звеном, потянув за которое, можно решить другие проблемы современного
общества. Можно ли было представить, что на определенном этапе эволюции
судьбу общества будет определять труженица — Золушка, а не властная хозяйка
— мачеха? Беспомощность линейного мышления и мировоззрения сугубо
экономических и политических подходов к социуму сегодня обнажены до предела.
Крупнейшие ученые двадцатого столетия — А. Эйнштейн, П. Шарден, К. Юнг, Н.
Моисеев независимо друг от друга высказывали идею о том, что психология —
наука будущего — уже сегодня образует естественный центр притяжения
множества не только смежных, но и полярных научных дисциплин, особенно в
сфере человекознания. Этот центр и становиться сегодня мостом, соединяющим
естественные и гуманитарные науки, инструментом, создающим на основе
универсальных психологических технологий образования конкретную интеграцию
системы общего образования и образования университетского типа. |
Фактором перехода
к ноосферному
образованию должно стать государственное проявление перехода биосферы в
ноосферу. Это выразится в коренном изменении положения науки и образования в
государстве: признании приоритетов ноосферного образования, всесторонней
поддержке, превентивном финансировании ноосферного образования,
глубоком понимании и государственной пропаганде того что ноосферное
образование должно носить опережающей характер, задавая скорость и уровень
развития общества. Памятуя слова В. И. Вернадского о
зависимости человека от среды жизни и мысли и зная мощь и силу проектного
мышления, завершим этот рассказ аналогией:
Представьте семечко, в котором
сосредоточена вся программа жизни растения под Солнцем, и через
это растение — всех последующих поколений его собратьев...
Решайте — высаживать ли это семечко...
Ухаживать ли за ним... В наших руках —
судьба будущего.
|
|
|
|
|
|