RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

И.Н. Шванёва, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАЕН (Москва)

 

Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться.
(А.Экзюпери)

Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи. В этой связи мы полностью разделяем мнение замечательного отечественного генетика В.П.Эфроимсона, который в монографии “Гениальность и генетика” пишет: “Каждый человек должен знать свой талант. При этом чем раньше – тем лучше, иначе индивидуальный путь не определяется и не возникает то главное, что И.П. Павлов обозначил термином “рефлекс цели”, то есть целеустремленность, нацеленность, беззаветное стремление к решению поставленной задачи”.

Психология как наука уникальна, поскольку и объект, и субъект познания в ней - это человек. Познавая себя, человек может измениться, развивать и созидать свою личность. Новое направление – ноосферная психология, изучающая целостное развитие личности, представляет современные достижения в методах познания индивидуальной психики и её возможностей. Это направление интегрирует различные области современного естествознания: генетики, космологии, квантовой физики, синергетики, психофизиологии, педагогики. Ноосферная психология исследует общественно-историческую природу психического развития человека и сопряженность эволюции каждой личности с биосферно-космической эволюцией. Представляемое нами направление ставит своей задачей сохранение творческого потенциала личности и практическую помощь в осуществлении самореализации посредством специально разработанных методов.

Мы считаем, что осознанное отношение к себе, активная позиция человека в самопознании, самосовершенствовании являются существенными компонентами в активной самореализации и решении стоящих перед личностью задач в современных условиях общесистемного кризиса. (Каждый акт творчества есть акт самореализации, акт творения будущего).

Психология всегда рассматривала проблему психического развития как одну из центральных. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития. Психическое развитие человека – это развитие целостной личности, в результате которого осуществляется усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Факторами, определяющими психическое развитие, принято считать внешнюю среду и внутреннюю биогенетику человека – это объективно существующие факторы, определяющие жизнедеятельность как индивида, так и любого живого существа. В ноосферной психологии мы обоснованно выделяем специфические человеческие, социо-культурные факторы развития личности.

Ведь человек – единственное из живых существ, которое не только живёт и живёт тем, что есть, но постоянно соотносит свою жизнь с тем, что должно быть, с идеалами и стремится к ним.

Несомненно, психическое развитие связано с физиологическим развитием, проявляется в социальном развитии, но оно невозможно без духовного развития - осмысления человеком своего предназначения в жизни, появления ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимания сложной природы мироздания и стремления к совершенствованию.

Современные исследования сознания показывают, что духовное начало является исконным и естественным измерением человеческой психики и мироустроения.

С категорией духовности в отечественной психологии соотносится потребность познания Мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовный в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Сегодня мы слишком высокой ценой расплачиваемся за то, что отвергли духовное начало. Ведь из своей жизни мы изгнали силу, которая питает, укрепляет, придает смысл и значимость всему человеческому существованию. На индивидуальном уровне расплатой за подобную утрату духовности стал такой способ жизни, который делает выхолощенной, отчуждённой, бесплодной, напрасной саму жизнь, что и приводит к возрастанию числа эмоциональных и психосоматических заболеваний. В результате отсутствия духовно-нравственной программы по воспитанию подрастающего поколения у учащихся наблюдается нарушение эмоций – симптомы расстройств настроения, нарушение структуры иерархии мотивов, нарушение мыслеобразования, нарушение критичности и спонтанностъ поведения. Это явление “негативных психических новообразований” заключается в наличии очень чётких необратимых стадий формирования, стремлений, предпочтений и влечений и означает, что у человека уже в отрочестве, юности формируются и фиксируются, зачастую пожизненно, те ценностные критерии и подсознательные решения, которыми он будет руководствоваться на протяжении жизни.

Таким образом, на уровне общественном отсутствие духовных ценностей ведёт к таким стратегиям существования, которые угрожают сохранению самой жизни на нашей планете. Духовность является важнейшим фактором развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования. Формирование духовных потребностей личности, является важнейшей задачей воспитания.

Поэтому воспитание духовности превращается в воспитание личности в физическом, социальном, интеллектуальном и моральном аспектах. Но при всём стремлении к всестороннему развитию личности всегда необходимо помнить о её иерархичности, о присутствии духовного начала, доминирующего над всеми остальными качествами личности.

В силу своей первичности нравственные побуждения определяют бессознательно поведение человека и его способности. В ходе эволюции общество, бессознательно охраняя себя от зла, устанавливало запреты, которые воплощались в обычаях. Эти обычаи стали бессознательными врождёнными побуждениями таких форм эмоций как любовь, интерес, забота, доброта, храбрость. В человеческом обществе создавались предпосылки моральных норм и нравственности.

Идеальное в человеке выступает мощным средством преобразования действительности в процессе теоретической и практической деятельности. Оно приобретает у человека относительную самостоятельность, становится активным началом жизнедеятельности. Человек не только преобразует природу, но и создаёт культуру (орудия труда, искусство, религию, нравственность). В системе культуры складывается богатство ценностей, которые личность присваивает в своём развитии.

Этот процесс носит общий характер и должен рассматриваться в психологии развития как процесс становления подлинной индивидуальности. Такой подход позволяет вскрыть тройную детерминацию процесса развития личности: средой развития, качествами психотипа и духовными ценностями. Мы утверждаем, что под воздействием факторов тройной детерминации и осуществляется развитие и самореализация личности.

Общепринятыми показателями уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность. Обученность предполагает оперирование отдельными навыками, развитость – владение учебной, мыслительной деятельностью, умственные способности, воспитанность – наличие у личности нравственных знаний, убеждений, высших целей и идеалов.

Известно, что основные тенденции психического развития выражаются в движении от непроизвольности и импульсивности поведения к произвольности – умению управлять своим поведением. В этой связи определяющим фактором психического развития личности является поведение. Мы вводим в психологию развития такой показатель как психологическая устойчивость. Критерием психологической устойчивости является оптимальность психическая поведение, определяющее актуальность психического развития личности.

Предлагаемая нами интегративная модель психологической устойчивости личности демонстрирует, что психическая устойчивость личности в процессе развития обеспечивается её структурными параметрами (психическая природа), оптимальностью физиологической (физическое здоровье), социальными свойствами (адаптивность, адекватность, результативность) и её эволюционными свойствами - духовностью и творчеством. Эволюция личности определяется уровнем её потребностей, наличием духовных потребностей, стремлением к идеалам.

Движущей силой поведения является мотивация – это ответ на вопрос, “к чему стремится человек?”. Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное – творческое. В проблемных ситуациях, не связанных с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеполагания). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессивных).

Творчество как способ социального поведения дано человечеству для самореализации идей - плодов человеческого активного воображения. Альтернативой творчеству является адаптивное поведение и психическая деградация или разрушение как экстернализация психической активности человека по уничтожению собственных мыслей, планов, образов. Один из основателей психологической теории деятельности Д.А. Леонтьев высказал следующую мысль: “...Выбор адаптации – это отказ от изменений, уход от неизвестности, выбор прошлого; выбор самореализации – это шаг вперёд, выбор будущего”.

Творчество связано с развитием потребности в познании, получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Ориентировочный рефлекс как выражение потребностей в новой информации, конкурирует с оборонительным рефлексом, который является выражением страха, агрессии, тревоги. Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской активности можно рассматривать как основу развития творческого потенциала человека и психотерапевтический способ подавления депрессии, тревожности и агрессивности - основных факторов, препятствующих творческому самовыражению человека. Стресс, тревожность тормозят ориентировочную реакцию и усиливают оборонительные рефлексы, что приводит к подавлению творческой активности человека. Согласно психофизиологии, изменение сердечного ритма по оборонительному типу преобладает при решении логических задач. Последние часто создают стрессорную ситуацию. Лица с высоким уровнем тревожности реагируют даже на стандартную информационную нагрузку преимущественно оборонительными реакциями.

В течение двух лет нашей кафедрой проводятся исследования школьной тревожности в московских школах. По их результатам мы можем заявить, что 70% учащихся подвержены этому психологическому диагнозу, вследствие чего у учащихся отсутствует мотивация учебного процесса. У многих школьников отрицательное отношение к учебе в целом или к отдельным предметам возникает в силу экстремальности требований учебных программ к возможностям учащихся и откровенное подавление личности учеников, это приводит к тому, что успеваемость не является адекватным показателем способностей.

В стандартном образовательном процессе отсутствует учёт индивидуальных возможностей учащихся и педагога. Способные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьёзные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на левополушарные унифицированные программы, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как упрямство, лень, глупость. Таким образом, подавлено развитие креативности, определяющейся гибкостью мышления, оригинальностью идей, генерированием новых идей, воображением, нестандартным решением задач, лёгкостью ассоциаций.

В норме, по мере развития, психика приобретает всё большую цельность, устойчивость, постоянство, так как посредством компенсации, замещения восполняются те функции, которые ещё недостаточно развиты. Этот механизм связан с внешней особенностью нервной системы – пластичностью. Пластичность лежит в основе творчества и является богатейшей возможностью целенаправленного изменения психики человека в условиях обучения и воспитания, а также компенсации слабости или дефективности развития.

По данным отечественной психофизиологии онтогенез пластичности завершается с окончанием полового созревания. В этот же период наступает период истинной нравственности, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.

Таким образом, молодость является важным этапом в развитии как этап становления нравственности и способностей человека. Интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает креативность, как способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировоззрения, достижение жизненных целей.

Сегодня обществу особенно необходимы молодые люди, во всех отношениях осознающие себя, думающие, делающие, принимающие ответственные решения. Выпускникам школы следует в большей степени проявлять самостоятельность, предприимчивость в реализации своих потенциальных способностей в учебе и труде.

Жизнь общества прямо зависит от того, как оно готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни и деятельности. В этой связи изучение личности учащихся должно основываться на комплексном подходе, включающим многие различные факторы, влияющие на развитие личности. Целостное представление о личности учащихся - это основа продуктивной деятельности педагога по формированию индивидуальности учащихся и созданию условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала каждого школьника.

Этой цели служат практические разработки кафедры психологии отделения Ноосферного образования РАЕН, которые позволяют проследить становление личности учащихся в контексте их индивидуальной природы и творческого потенциала на базе биоадекватной образовательной методики. Эта методика обеспечивает безопасность от перегрузок, чужеродной и ненужной индивиду информации, безопасность от давления педагогов и авторитетов, сориентированность на высший потенциал человека как сумму его высших физиологических, интеллектуальных и духовных возможностей. Это гарантирует индивидуальный подход и бескризисное нормальное развитие креативных личностей. Развивая духовные способности, биоадекватная методика раскрывает потенциальные возможности личности, её творческий потенциал.

Взывая к педагогам, в заключении мы приведём слова великого русского врача Николая Ивановича Пирогова:

“Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку, наружный успеет еще действовать. Выходя позже, он будет, может быть, не так сговорчив и уклончив, но зато на него можно будет положиться: не за свое не возьмётся.

Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку!

Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное – у вас будут люди и граждане”.

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz