RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНЫЙ РЕБЁНОК (концепция программы)

С.Подберезина, психолог РАЕН (г.Мариинск Кемеровской обл.)

Конец ХХ века ознаменовался взрывом научной мысли. За последние несколько десятилетий появились новые научные направления, сделавшие массу необходимых человечеству открытий. Так или иначе все эти открытия связаны с жизнедеятельностью человека. Однако зачастую, используя открытия учёных, человечество не обращает внимания на ту среду, в которую оно внедряет эти достижения. Живя в природе, человек ставит себя выше Природы, говоря о себе как о царе природы, часто забывая, что он – её часть.

Конец ХХ века ознаменовался также и активизацией природных катаклизмов. Тайфуны, наводнения, землетрясения, ураганы – всё это явления возмущённой геосферы Земли. Сама природа начинает учить человека, прибегая к своему сильному оружию – природным катаклизмам – заставляя задуматься всё человечество над главным вопросом – взаимодействия Природы и Человека.

Для того чтобы предотвратить взаимное уничтожение Человека и Природы, необходимо воспитать нового человека, необходимо с детства обучать ребёнка разговаривать “на одном языке с природой”, учиться понимать её, жить её законами, то есть мыслить и жить природосообразно.

Настало время посмотреть на человека как на часть природы, как на открытую систему, синтезирующую в себе не только законы, уже открытые учёными, но и ещё нам неизвестные.

Что значит человек – открытая система? Это значит, что в любой момент своей жизни человек находится во взаимодействии с теми или иными объектами природы и Космосом, которые неизменно воздействуют на него своей вибрацией. Человек, как антенна, вбирает в себя эти вибрации, открыто с ними взаимодействуя. С точки зрения последних исследований учёных (в частности, академика И.М. Дмитриевского), человека необходимо рассматривать как волновой объект природы, принимающего ежесекундно множество волн и одновременно воздействующего на окружающий мир своим волновым полем. Если учесть, что все объекты во Вселенной обладают собственной вибрацией, имея волновую природу, можно объяснить резонансную связь сознания каждого человека со Вселенной, что свидетельствует о том, что человек система биологически открытая. Подтверждением тому служит предложенная академиком И.М. Дмитриевским магнитно-резонансная модель слабого взаимодействия биологических объектов с различными компонентами реликтового излучения.

Интересен тот факт, что в момент рождения человека у него формируется собственный частотный спектр, зависящий и от расположения планет, и от других астрофизических объектов. Предположительно, этот спектр может включать и альфа-ритм электроэнцефалограммы. Этот спектр формируется у каждого человека в первые минуты или часы после рождения и совершенно индивидуален. Такой спектр резонансного взаимодействия человека с миром есть наиболее комфортная волновая картина конкретного человека, так называемая комфортная зона, которая в дальнейшем будет определять особенности поведения и мышления человека. Значит, для гармоничного развития ребёнка необходимо развивать интуицию с тем, чтобы ребёнок мог наиболее коротким путем гармонизировать свою зону комфорта. Знают об этом родители? – Нет. Не знают родители и о необходимости воспитания динамичного, целостного мышления и о наиболее полном развитии естественных закономерностей функционирования человеческого организма, например, врождённых рефлексов.

Многие родители хотят воспитать своего ребёнка творческой, активной личностью с позитивным мышлением, но часто такое воспитание ограничивается выработкой педагогических навыков, необходимых для поступления в 1-й класс. Обычно это левополушарный труд ребёнка, без творчества, а зачастую и без игры. Всё это идёт от незнания природных законов, в том числе и психологических.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что подошло время взглянуть на воспитание и образование дошкольников (от 0 до 7 лет) через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама Природа ставит перед Человечеством задачу воспитания НОВОГО ЧЕЛОВЕКА с новым мышлением и новым отношением к окружающей его действительности, к Природе. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка согласно последних открытий в области познания Законов Мира, нейрофизиологии, психологии, квантовой физике, ритмодинамике, квантовой психологии, психогенетике и других науках для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей формирующейся личности, для воспитания ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Целью программы является разработка системы воспитания и образования дошкольника, основанной на естественных закономерностях функционирования организма, личности ребёнка, его тела, мозга и души, как системы, при которой формируются и закрепляются навыки в системе Человек – Природа – Общество.

Главным отличием ноосферного воспитания и образования является мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.

Основной характеристикой ноосферного воспитания и образования является их соответствие природе человеческого восприятия, нацеленность на раскрытие высшего “ Я ” посредством всех каналов восприятия.

Таким образом, достичь основной цели воспитания и образования можно путём развития и воспитания целостного, экономичного, двуполушарного мышления.

Отсюда вытекают задачи программы:

    • установка на формирование экономичного, целостного, двуполушарного мышления;

    • установка на развитие гармоничной личности, развитие творческих способностей, интуиции через воспитание мышления;

    • формирование представлений о живой и неживой природе посредством развития всех каналов восприятия;

    • выработка навыков наблюдения за природными явлениями, бережного отношения к природе.

Основным компонентом на этапе формирования представлений о живой и неживой природе, по мнению Н.В.Масловой, В.В.Кожевниковой и др. (“Ноосферная школа. Пилотный проект”. М., 1999. –С. 39), является эстетический, желаемый результат – развитие чувства красоты природы. Такой подход способствует становлению в будущем экологического мышления, суть которого заключается в осознании сложности организации и взаимосвязанности природных явлений, ответственности человека за сохранение многообразия Природы.

Итогом ноосферного воспитания дошкольника должен стать ребёнок, подготовленный к следующей ступени своей жизни – школьной, где его становление обретёт новое качество, ребёнок, способный с готовностью решать систему вопросов нового периода развития.

Данная программа является базовой (основным этапом ) в системе семья – дошкольные учреждения – ВУЗ – постВУЗовское образование, охватывая в первую очередь семью и затем детские учреждения.

Дошкольный этап является самым значимым в жизни любого человека, так как именно в этот период закладывается характер личности, его направленность на развитие или неразвитие творческих способностей, активная или пассивная жизненная позиция, способ мышления. Поэтому именно этому периоду развития следует уделить особое внимание. Все успехи или неудачи, отношение к Природе, Человеку, Обществу, ощущение себя частью природы, установка на развитие человека как открытой или закрытой системы своими корнями уходит в дошкольное детство.

Своим сегодняшним воспитанием родители, не зная и не замечая того, часто закрывают путь своему ребёнку к раскрытию его потенциальных возможностей, данных ему от природы, так как накладывают на его воспитание свой отпечаток отношения к миру. Часто это именно негативное отношение ввиду социальных, личностно-эмоциональных причин родителей. Негативное зерно, брошенное родителями в плодородную почву дошкольного детства, бурно прорастает. И в итоге мы получаем больных людей с негативным отношением к людям, жизни, природе, обществу, подверженных стрессам, замыкающихся на неудачах, не умеющих правильно, согласно природе, мыслить. А причина всему этому лежит в воспитании ребёнка в период от 0 до 7 лет.

Поэтому одним из этапов воспитания ноосферного ребёнка является подготовка родителей, научение их позитивно мыслить, решая свои жизненные проблемы при помощи нового способа мышления.

Таким образом, программа включает 2 этапа: 1) подготовка семьи к воспитанию ноосферного ребёнка; 2) воспитание ноосферного ребёнка.

Подготовка семьи также как и воспитание ноосферного ребёнка концентрирует достижения многих наук.

Во-первых, необходимо объяснить значение роли отца и матери в воспитании и их влиянии на ребёнка и его будущее с точки зрения психогенетики, психологии, социологии.

Во-вторых, возникающие в семье проблемы, в том числе психогенетические, нужно научить будущих родителей решать при помощи трансформации негативных образов в позитивные. При этом совершаются квантовые скачки, и происходит процесс самоорганизации на квантовом уровне, а также гармонизация комфортных зон родителей, что положительно влияет на всю окружающую действительность и, в первую очередь, на психоэмоциональное состояние родителей.

В-третьих, научившись понимать друг друга, гармонизировать свои комфортные зоны, решать проблемы, трансформируя мыслеобразы, родители научатся позитивно мыслить.

В нашем понимании позитивное мышление заключается в умении видеть гармонию в себе и окружающей действительности, пользоваться естественным для человека целостным мышлением в решении любой поставленной задачи, затрачивая при этом минимальное количество энергии и достигая максимальных результатов, радоваться общению друг с другом, совместно творить и достигать поставленных целей.

Качество человеческой личности во многом зависит от качества атмосферы, в которой происходит его становление.

В семье важна атмосфера позитивного отношения к миру, понимание сути происходящих внутри и вовне явлений и процессов. Это помогает формировать у растущего человека умение слушать и слышать духовный мир внутри себя, другого человека, закладывает основы понимания законов природы и готовность к дальнейшему их раскрытию.

В создании природосообразной развивающей среды большую роль, как отмечалось выше, играет качество личности родителей, их сформированное мировоззрение. Необходимо, чтобы родители и сами были готовы к раскрытию творческих способностей своего ребёнка.

Общение родителей и ребёнка должно основываться на взаимном уважении друг к другу, радости от общения и совместного творчества.

Ребёнок, согласно своей природе, с первых дней жизни включается в активный познавательный процесс, используя данные ему Природой инструменты познания, а затем изучая при помощи их мир вокруг и внутри себя. Этот процесс познания, образования и воспитания носит характер взаимной поддержки в семье в решении личностных, межличностных, социальных, учебных вопросов. Таким образом, создается единая атмосфера познания.

Семья представляет собой целостный живой организм, в котором каждый участник играет свою индивидуальную роль, готов к сотрудничеству и развитию, а также своевременному решению вопросов познавательного, образовательного и воспитательного процессов. В результате совместной творческой деятельности всех участников процесса развивается весь организм. В такой среде ребёнок будет иметь возможность раскрыть, развить и проявить свои творческие способности.

Программа воспитания ноосферного ребёнка основана на трёх составляющих :

    1. развитие естественного познания окружающего мира ( согласно теории Жана Пиаже информация, воспринимаемая человеком, проходит 4 этапа);

    2. волновое взаимодействие ребёнка с окружающей его действительностью (исследование волнового взаимодействия), импринтирование, формирование нейрологических контуров головного мозга;

    3. гармоничное развитие тела, мозга и души ребёнка посредством их упражнения и воспитания.

Согласно взглядам Ж. Пиаже любая информация в ходе восприятия проходит этапа:

1 – сенсорно-моторный (чувственный),

2 – символьный,

3 – логический,

4 - лингвистический.

Особое внимание следует уделить первому – сенсорно-моторному этапу, на котором важнейшее значение имеют 5 каналов восприятия информации: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Знакомство ребёнка от 0 до 2-х лет с миром живой и неживой природы происходит непосредственно через органы чувств, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов – раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Этот период является базовым в процессе восприятия информации. Он становится платформой формирования мыслеобразов (символов по Пиаже). Поэтому ему необходимо уделить особое внимание. Чем богаче и разнообразнее сенсорно-моторный опыт ребёнка, чем большее количество чувственных сигналов перекодируется в нейрофизиологические, создав тем самым большее количество мыслеобразов, тем полнее будет представление дошкольника о живой и неживой природе. Так как во время формирования образа одновременно работают оба полушария мозга, создавая две модели данной реальности (в правом полушарии – образно-чувственная модель с вкусом, цветом, запахом, в левом – дискурсивно-логическая модель с размером, весом, формой), происходит равномерное распределение нагрузки в работе правого и левого полушарий головного мозга. Эта работа затрагивает не только мозг ребёнка, но и его тело и душу, позволяя формироваться и закрепляться навыкам в системе Человек – Природа. На этом же первом этапе происходит установка на формирование экологичного, экономичного мышления.

Важно понять, что ноосферность воспитания ребёнка заключается в гармоничном развитии трёх составляющих личность человека: тела, мозга и души. Сенсорно-моторный этап охватывает тело, так как восприятие информации идёт через рецепторы, расположенные в организме человека. Он охватывает также и мозг, так как информация, воспринятая рецепторами поступает в мозг, где в процессе её переработки формируются символы. Задействуется и душа, так как воспитывая чувства, упражняя и утончая их, у ребёнка расширяется диапазон ощущений и утончается восприятие, что даёт ему возможность чувствовать и любить гармонию, а также видеть красоту в окружающем его мире.

Поэтому так необходимо предоставить ребёнку богатый материал для развития разных видов ощущений. Я.А.Коменский в предисловии к “Orbus pictus” (1648 г.) говорит: “Основа всякой науки заключается в том, чтобы представить чувствам предметы, чтобы они могли быть легко восприняты… Ведь нет сомнения, что в сознании нашем нет ничего, чего не было бы ранее в чувствах, и, следовательно, положить основание всяческой мудрости, всяческого красноречия и всяческого доброго и мудрого поступка можно, лишь тщательно упражняя чувства в том, чтобы правильно подмечать различия естественных вещей…”

В копилке человеческой практики имеется опыт, показывающий, как воспитание чувств воспитывает тело, мозг и душу ребёнка. Итальянский педагог Мария Монтессори в конце XIX начале XX веков создала систему развития сенсорно-моторного восприятия информации в детских садах. В результате её выпускники намного превосходили сверстников в умственном развитии, умели видеть гармонию в окружающем мире, а также обладали многими положительными качествами характера.

Говоря о второй составляющей программы воспитания ноосферного ребенка, выделенной нами выше, необходимо отметить, что волновое взаимодействие человека с окружающей средой издавна занимало человечество, хотя и не называлось таким научным термином. Достаточно вспомнить шаманов разных народов и племён, которые своими танцами, жертвоприношениями пытались взаимодействовать с Природой, прося у неё дождя или пищи.

Из разных источников мы можем почерпнуть свидетельства тому, что во время танцев-обращений к Природе шаманы входили в своеобразный транс, стремились “выложиться” как можно больше, чтобы Природа услышала и помогла. И это не случайно. Люди ощущали себя частью Природы и интуитивно пытались настроиться на её волну. С научной точки зрения это можно объяснить тем, что во время такого обряда человек с максимальной энергией распространяет свое энергетическое поле в окружающую среду. И Природа резонирует с человеком, что он интуитивно ощущает.

В настоящее время встаёт вопрос об исследовании волнового взаимодействия не только человека с природой, но и человека с человеком, в частности, ребёнка с членами его семьи, со сверстниками. Такие исследования только начинают набирать силу, но вполне возможно, что здесь нас ждут интересные открытия.

Данная программа не могла обойти своим вниманием вопросы импринтирования и формирования нейрологических контуров головного мозга. Следуя за Томасом Лири и Робертом Уилсоном, мы придаём огромное значение данному вопросу, так как он напрямую связан с воспитанием нового человека. Не зная законов природы, этапов формирования основных жизненных позиций, невозможно говорить о формировании нового способа мышления и воспитании ноосферного человека.

В период от 0 до 7 лет у ребёнка формируются установки на развитие трёх нейрологических контуров головного мозга из восьми и закладывается почва для формирования остальных пяти контуров.

От момента зачатия до двух лет у ребёнка формируется контур биовыживания. Ключевые импринтные события этого периода и соответствующее воспитание чётко определяют, в какой мере ребёнок будет проявлять уверенность в себе или беспокойство, страсть к исследованиям или укоренённость, зависимость или независимость.

Чрезвычайно важен непосредственно момент рождения ребёнка. Выше мы уже отмечали, что в это время (в первые минуты или часы) у новорождённого формируется собственный частотный спектр. Но момент рождения очень важен и с точки зрения импринтной уязвимости, так как именно тогда ребёнок особенно уязвим и может импринтировать всё, что более или менее вписывается в его генетический архетип.

Первичный импринт – это всегда самое сильное впечатывание информации в нейронах головного мозга в момент их особой доступности и уязвимости. Поэтому в таком важном событии, как появление на этот свет, необходимо первым делом прижать новорождённого к материнскому телу, чтобы он почувствовал его тепло, а прильнув к материнской груди, импринтировал любовь и удовольствие от общения с матерью, так как в данный момент Мать – это сама Природа.

Важность этого момента трудно переоценить. Народ знает это на уровне интуиции. Бытует мнение, что важно даже то, к какой груди мать прикладывает ребёнка во время первого вскармливания. К правой – будет всю жизнь жить с матерью, к левой – выпорхнет из гнезда и будет самостоятельно принимать решения.

В период от 2-х до 4-х лет происходит формирование так называемого эмоционально-территориального контура головного мозга. Именно от родителей и окружающих взрослых зависит, что импринтирует ребенок во время познания им окружающей действительности.

По словам Р.Уилсона, в этот период туннель реальности обретает второе измерение, когда человечек встаёт на ноги и начинает ходить вокруг дома, а также узнавать, над кем он может доминировать, кто может доминировать над ним. Путём импринтирования родители закрепляют особый стиль эмоционально-территориальной политики своих детей. Происходящее на этом этапе определяет такие черты характера у детей как доминирование или подчинение, уверенность или неуверенность в себе, высокий или низкий статус в группе, быть руководителем или исполнителем.

Данный период в жизни ребёнка важен ещё и тем, что здесь закладываются основы открытости и оптимизма или будущей закрытости, замкнутости, пессимизма. Поэтому так важно в момент импринтной уязвимости правильно поддержать ребенка, одобрить его интерес к познанию и достижению успехов, а не ограничивать рамками “нельзя” его активность, радость и открытость, создавая тем самым множество комплексов и воспитывая пассивную жизненную позицию.

В дошкольном детстве начинает формироваться ещё один контур головного мозга – семантический, времясвязующий. Смыслы слов приходят к ребёнку начиная с пяти лет, и именно смысловой контур формируется в школьные годы до 12 лет, до периода полового созревания. На этом этапе импринтируется стиль мышления, приобретаются беглость или невнятность речи, ловкость или неуклюжесть, “живой ум” или “тупой ум”. Всё это имеет огромное значение в воспитании человека нового поколения.

Последняя составляющая, выделенная нами в программе воспитания ноосферного ребёнка, заключается в гармоничном развитии тела, мозга и души посредством их упражнения и воспитания.

Можно сказать, что на сегодняшний день происходит параллельное развитие тела, мозга и души человека. Спортивные секции занимаются только тренировкой тела, религия и церковь ратуют за чистоту души, а появившаяся в последнее время на прилавках магазинов масса литературы предлагает огромный выбор книг, описывающих, как надо развивать мозг.

Физическому развитию и физическому здоровью большое значение начали уделять в 70-х годах прошлого века. Одни учёные ( например, З.П. Фирсов ) считали, что в первую очередь необходимо научить ребёнка плавать. На всю страну гремел лозунг “Плавать раньше, чем ходить”. Создавались специальные школы для новорождённых, в которых их обучали плаванию. А история развития и воспитания физиологически незрелой Веты Чарковской, “выросшей в ванной”, была не только фантастична, но и считалась примером для подражания для многих родителей.

Другие учёные (Е.Мильнер) считали бег панацеей от всех болезней. Большой популярностью стало пользоваться закаливание на свежем воздухе.

То тут, то там стали появляться родители-энтузиасты, пытавшиеся развить физическое здоровье своих детей, отмечая при этом их возросшие успехи в школе.

Особым вниманием пользовалась семья педагогов Никитиных, впервые попытавшихся объединить в процессе воспитания своих семерых детей физическое развитие с интеллектуальным. Это была первая попытка на пути к гармоничному развитию детей. Но как отмечали сами Никитины, их развивающие и воспитательные меры не носили характер системы. Это был поиск, который помог задуматься многим людям над проблемами воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Такой системы не существует и до сих пор. Поэтому мы взяли на себя смелость попытаться создать систему воспитания и образования дошкольников, итогом которой должен быть ребенок, имеющий установки на гармоничное, природосообразное развитие. Такая задача в истории психологии ставится впервые.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что в настоящее время остро встала проблема воспитания нового человека с новым мышлением, с большим творческим потенциалом. Этот человек должен будет не только сохранить Природу для будущих поколений, но и поднять человечество на новый виток эволюционного развития.

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz