RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
М.В.Ульянова, кандидат технических наук, член-корр. РАЕН (Москва)

По статистике сегодня на 100 выпускников школ приходится 198 хронических заболеваний. Учитывая то, что сегодня человечество переживает информационную революцию, выходит в новые энерго-информационные пространства, нарушение природосообразности в процессе обучения приводит к перегрузке детей учебной информацией, в результате она не просто плохо усваивается, но приводит к появлению хронических заболеваний у школьников. Прежде всего страдают пищеварительная и сердечно-сосудистая системы, зрение и опорно-двигательная система. Существующая сегодня система школьного образования не удовлетворяет требованиям сохранения здоровья детей.

Сегодня в России официально называют цифру в 1 млн. беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Неофициальные источники называют от 3 до 5 миллионов таких детей. Это больше, чем за всю историю не только нашей страны. Точной цифры нет, так как в России не существует системы, которая дала бы такую статистику. Если ребенок не ходит в школу, если за ним не смотрят родители или ребенок мешает учителю проводить занятия, его спокойно, со второго класса отправляют на домашнее обучение.

Эти миллионы детей и подростков не просто выпали из системы. Их очень сложно вернуть в школу. Они бегут из детских домов и приютов. Они не хотят жить в своих семьях. Это – их детская форма протеста против существующей системы, против принятых сегодня норм общественной жизни.

Парадокс в том, что социально-экономические программы в нашей стране стимулируют усугубление этого положения. Примером служит программа обеспечения жильем выпускников сиротских учреждений. Она подвигает многих родителей отказываться от своих детей, чтобы те были обеспечены жильем со стороны государства, так как сами родители этого сделать никогда не смогут.

Только 10 % беспризорных и безнадзорных детей, выпускников сиротских учреждений к 30-летнему возрасту проходят социальную адаптацию и становятся полноценными гражданами общества, которые работают и платят налоги, которые образуют семьи, рождают и сами воспитывают своих детей. А что же с остальными 90 %? 45 % - погибает, остальные попадают в криминал, либо становятся асоциальными элементами. По сути, это те руки и головы, в которые не вложено созидание, а значит это реальный ресурс разрушения.

Таким образом, сегодня все социальные программы и затраченные государственные средства имеют не просто малый КПД, но в большинстве своем, имеют противоположный эффект. Ни институт образования, ни институт семьи не выполняют своих основных функций в полной мере и подрывают безопасность нашей страны.

Дети и подростки, которых мы называем трудными, на самом деле не хотят и не могут существовать в этой системе. Они уходят на улицу, предпочитая голодную и босую жизнь без будущего. Они не смогут получить образования, знания, профессиональной подготовки. Они не смогут устроиться на работу, но они смогут уйти в криминал, получить в руки оружие и разрушать систему, их породившую.

Этот процесс отторжения детей от существующей системы захватывает и материально благополучные семьи. Здесь ситуация даже более сложная, так как эти дети и подростки имеют средства на приобретение наркотиков и алкоголя. Они также попадают в уличные компании, предрасположены к суицидным проявлениям. Родители стараются найти с ними контакт, но часто не знают как, не умеют этого сделать, не могут мотивировать своих детей на нормальный образ жизни, так как их дети не принимают их ценностей. Эта проблема, которая сегодня приобретает масштабность не только в России, но даже в большей мере в благополучных странах с высоким уровнем жизни.

Так что же происходит? Почему наши дети, наш стратегический жизненный ресурс становятся носителями разрушения?

Прежде всего, потому, что система, в которой вынужден жить ребенок, разрушает его физически и нравственно.

Маленький пример из личного опыта. Моя дочь, которая в начальной школе была твёрдой ударницей, вдруг в 5 классе получила по русскому языку двойку за четверть. Я посмотрела её диктанты, и, к своему удивлению увидела, что кроме однобуквенных союзов во всех остальных словах было несколько ошибок. Самым показательным стало слово из 3-х букв, в котором было сделано 6 ошибок. То есть не было написано ни одной правильной буквы и ещё было приписано 3 буквы лишних. Дома я попыталась выяснить, что же происходит. В глазах дочери я увидела ужас, животный страх, слезы. “Я её боюсь” - сказала она про свою новую учительницу.

В том случае, если родители понимают, если вовремя замечают проблему, они могут помочь своему ребенку. А если нет? Ведь часто с родителями учитель ведёт себя иначе, чем с учениками. А если и у самого родителя сложные отношения с ребенком, то он становится на сторону учителя, и тогда ребёнок остаётся один против взрослых, против той учебы, которая ему никак не даётся. Ему трудно выживать в предлагаемой взрослыми людьми системе, которая по тем или причинам, тем или иным способом нарушает природу и законы функционирования и развития ребенка. В школе увеличилось количество дисциплин, увеличился объём учебной информации. А что предлагается в качестве новых методов ученику, чтобы он смог справиться с этим информационным бумом?

Работая в детском благотворительном фонде помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам, выпускникам детских домов и интернатов, мы понимали, что оказание материальной помощи им – это только надводная часть айсберга. Главная проблема – это страхи, обиды, недоверие взрослым, агрессия, словом, всё то, что не позволит маленькому человеку нормально развиваться.

Каждый из Вас знает, что встретить хорошего учителя – это большая удача для всей семьи. Каждый знает, сколько временных и энергетических затрат требует индивидуальная психолого-педагогическая коррекционная работа. Что таких педагогов и психологов, способных справиться с любой трудной ситуацией единицы. А что делать, если детей и подростков, нуждающихся в помощи, миллионы? Это те миллионы, которые несут в себе потенциал разрушения и которые могут получить в свои руки оружие.

Нужны принципиально, качественно новые институты образования и семьи. Нужна система, которая будет соответствовать требованиям времени, способная решать поставленные задачи.

Такая система, названная ноосферное образование, была разработана академиком РАЕН Н.В.Масловой. Важно отметить, что, работая с детьми и подростками, фактически не имеющими родительской опеки, мы имели только один шанс мотивировать их на наш дальнейший с ними контакт, так как никто не приведёт их к нам за ручку. Они должны приходить к нам сами, добровольно, для продолжения общения. Ребёнок должен довериться нам.

К великой радости, психологический подход, на котором базируется ноосферное образование, работает с первой встречи с ребенком. Наше общение мы начинаем с обращения к высшему потенциалу каждого ребенка и подростка, с установления комфортной зоны общения с ним, с установления поля любви. Какое благодарное удивление и радость испытывает ребенок, когда впервые в своей жизни он узнает, что он тоже что-то может, знает и умеет. Базовым понятием в психологии ноосферного образования является создание поля любви, т. е. любви безусловной, позволяющей каждому включиться в процесс самопознания, самоактуализации, самопринятия. Ребенок и подросток научается ощущать, устанавливать комфортную зону мышления и пребывать в ней. Снимаются страхи, фобии, агрессия, появляется позитивный подход к себе и к окружающим.

Например, одним рисунком может быть сделана и психодиагностика текущего состояния ребенка и работающих в нём программ рода, его ресурсное состояние и возможность доступа к нему, а также проведена позитивная трансформация негативных мыслеформ, проведена коррекции его психосоматического состояния.

Наш опыт работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками показал, что многих их них можно вернуть в школу даже при том, что они уже несколько лет её не посещали, при условии, что они смогут во внеурочное время получать психолого-педагогическую поддержку по системе ноосферного образования.

Для подростков, которые категорически отказываются возвращаться в школу или не могут это сделать по возрасту, ноосферное образование легло в основу метода профессионального обучения на рабочем месте “Мастер-подмастерье”. Для таких подростков было создано несколько экспериментальных учебно-производственных мастерских, в которых они стали получать азы профессии, сами зарабатывать. Это позволило им уйти из своих уличных компаний и даже начать материально помогать своей семье. Первыми оказались как раз лидеры уличных компаний, которые уже имели за своими плечами по несколько правонарушений. Правоохранительные органы ждали только исполнения им 14-ти лет, чтобы отправить их в колонии. Нам же удалось вернуть ребят в социум.

Хороший опыт показало использование методик ноосферного образования в работе с выпускниками 8-й коррекционной группы специнтернатов. У 80 % участников работы был снят диагноз олигофрения. 50% их них пошли учиться в общие вечерние школы. Среди них появились даже отличники. Парень, ранее признававшийся негодным к службе в армии, после снятия диагноза, был призван и смог пройти обучени по вождению большегрузными автомобилями.

Методики ноосферного образования позволяют вести психологическую работу с семьями в области андрогогики. Это обучение взрослых методам личностной гармонизации, гармонизации отношений со своими детьми и родственниками, с детьми и подростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию.

Работая по системе ноосферного образования, мы поняли, что нет трудных детей и подростков, есть ребята попавшие в сложную жизненную ситуацию и в основном потому, что рядом с ними “трудные” взрослые.

В отдельное направление выделилась работа с бунтующими детьми из благополучных семей. Она подвела нас к пониманию самой главной составляющей системы ноосферного образования. Известно, что в каждом ребенке изначально заложен положительный – созидательный личностный потенциал. И уже с 2-х лет он может и должен, я подчеркиваю – должен его проявлять. Взрослые же часто представляют счастливое детство, как процесс потребления – главное, чтобы у ребенка все было, а он чтобы делал все так, как ему взрослые скажут. Даже мотивация к учебе чаще всего подразумевает потребительский подход – вот выучишься, в люди выйдешь, будешь хорошо зарабатывать, будешь жить в свое удовольствие.

Очень небольшой процент детей может выполнять такие требования и пожелания, согласившись с условием, что он будет сейчас раскрывать свой потенциал в строго ограниченных рамках, а вот когда он вырастет, то тогда он раскроет его полностью.

Принятое в настоящее время образование и воспитание представляют собой систему запретов на раскрытие и развитие личностного потенциала человека. В результате там, где не раскрывается потенциал, формируются комплексы, которые и являются источниками фобий, страхов, агрессии. Если взрослые не принимают ребёнка таким, каков он есть, то и ребёнок, в свою очередь, перестает принимать ценности своих родителей.

Взамен за вынужденное послушание заботливые родители стимулируют его на потребление, формируя его личностное пространство, как пространство потребления.

Это противоречие между внутренним Я, личностным потенциалом созидателя и формируемым извне личностным пространством как пространством потребления и приводит к таким тяжелым конфликтам прежде всего в личности ребенка, а потом уже между ребёнком и родителями, между ребёнком и окружающими. Ребёнок чаще всего не может преодолеть этот конфликт и поэтому уходит в наркотики, алкоголь, убегает из дома, совершает асоциальные поступки, словом использует всё, вплоть до суицида. Ребёнок борется за себя как может, как знает.

Ноосферное образование – это система, которая не декларативно, а фактически построена на раскрытии личностного потенциала ребёнка независимо от того, какой он изучает предмет. Учебная информация, которая предоставляется при помощи методик, воспринимается, усваивается и обрабатывается в системе “Ученик”, не нарушая естественных циклов работы организма, что позволяет назвать этот процесс – сбережением здоровья. В учебный процесс задействуются не только функции мозга. В процесс обучения включается также и тело, так как оно является биологической антенной, а каждая его клетка – хранилище информации. Таким образом, каждое занятие становится маленьким открытием себя, учит быть в гармонии с собой, понимать себя и окружающих.

Ноосферное образование впервые выступает как образовательная система, формирующая личностное пространство ребенка, как пространство созидания. Впервые вместо слова “надо формировать” творческую личность, получен инструмент, который позволяет формировать такую личность в процессе обучения и воспитания. Для этого создана социальная технология образования, позволяющая оптимизировать процесс образования и управления им, сделать его рациональным, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения результата. Основными компонентами этой технологии являются: концепция ноосферного образования, учитель, владеющий новой методикой преподавания, методика, ученик, биоадекватные учебники и учебные пособия, программы и технические средства обучения. Важно отметить, что новая образовательная технология может осуществляться в рамках действующих образовательных программ и на имеющейся материальной базе, практически без дополнительных капитальных вложений. Результатом внедрения этой социальной технологии является новое качество образования. Раскрытие талантов становится не случайным явлением, а системой, которая будет формировать новую генерацию людей, качество жизни для которых будет определять не только и не столько потребительская корзина, сколько своё творческое самовыражение, созидание, как основной вид потребности.

В социальном управлении выделяют 4 уровня управления: личностный, социальный, планетарный и вселенский. И пока этот первый – личностный уровень будет. оставаться без должного внимания, пока он будет формироваться как пространство потребления, как это было в СССР, будут оставаться глиняные ноги, которые будут падать и падать, несмотря на то, какие бы сложные и грандиозные задачи не решались на социальном, планетарном и даже вселенском уровнях.

Нарушение человечеством Всеобщих Законов Мира не оставит безучастным ни нашу планету, ни Космос к тому неразумному потребительству, которое практикует человечество, используя свои новейшие технологии и научные достижения. Ни власть, ни счета в банках не спасут от катастроф и стихийных бедствий, которые устраивает живая отрытая развивающаяся система Земли, чтобы очиститься от человека неразумного.

Система ноосферного образования – одна из первых социальных технологий, которая решает самую сложную социальную задачу – создание Человека Будущего.

К. Э. Циолковский когда-то сказал: “Земля – это колыбель Человечества, но не может же оно все время находиться в колыбели”. Ноосферное образование – это новый эволюционный этап развития человечества в созидающей сфере разума.

Библиография:

1. Иванов В.И. Информатизация и технологизация социального пространства. М., 1994.

2. История воспитания и образования в России. М., 1992, ч.2.

3. Маслова Н.В. Ноосферное образование М.: Институт холодинамики, 2002. – 338 с.

4. Материалы программы М.В. Ульяновой “Профилактика социального сиротства в России”. М.,1999.

5. Философия образования. М., 1990.

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz