RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

 

“По тем Законам, что родится колос
И Солнца луч струится с высоты,
В гармонии вселенского созвучья
Живём все мы!”
(Н.Маслова)

НООСФЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 10 ЛЕТ

Н.В.Маслова, председатель бюро отделения “Ноосферное образование” РАЕН,

доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Москва)

15-летний юбилей РАЕН и 10-летний юбилей отделения Ноосферного образования РАЕН отмечаются в 2005 году.

Первая российская независимая Академия была создана группой учёных – авторов открытий и изобретений в 1990 году. Ядром группы были учёные-геологи, минералоги, геохимики, разделявшие идеи ноосферизации биосферы, высказанные В.И.Вернадским. Идеологом и вдохновителем создания небывалой ранее в России научной структуры стал крупный учёный, ученик В.И.Вернадского и В.А.Виноградова доктор геолого-минералогических наук, автор открытий, Лауреат ряда Государственных премий профессор Дмитрий Андреевич Минеев (1935 -1992 гг.) Он был избран президентом Академии Естественных Наук. На его плечи легли первые два года становления научного сообщества вне государства, вне финансирования, вне признания, вне политики, вне традиций. В те недели и месяцы, что были нагружены, как годы, невозможно было вычленить приоритеты деятельности сообщества учёных: наука, политика, борьба за элементарное выживание. “Как в пересыщенном растворе кристаллик смысла ищем”, – писал Дмитрий Андреевич о полифуркационном напряжении тех лет. Но никакие трудности быта и бытия не могли пошатнуть его идею развития творческого наследия В.И.Вернадского, развить свободу творческой мысли в России, открыв перспективы научного творчества для огромного числа учёных - создателей новых научных направлений, общественных деятелей, стремящихся к сотворению ноосферного человечества.

Геологи, физики, биологи, геополитики, философы нащупывали пути исследования ноосферной проблематики. Через 5 лет в РАЕН была создана специальная секция “Ноосферные знания и технологии”. Впрямую прозвучал лозунг “Ноосфере – быть”.

В рамках этой секции возникло отделение Ноосферного образования. В настоящее время в отделении работают 20 действительных членов – докторов наук, 20 членов-корреспондентов – докторов и кандидатов наук и 18 советников, в том числе кандидатов наук.

Целью работы отделения было признано создание научно-теоретических, мировоззренческих, методологически и инструментальных основ для реинжиниринга системы образования в России. При этом термин “реинжиниринг” (от англ. engine – ведущий механизм) впервые в научный оборот введён нами и понимается как эволюционно необходимая замена ведущих механизмов системы образования (концепция, методы, инструменты). Целью реинжиниринга системы образования является повышение её эффективности и конгруэнтности Законам Мира (природосообразность). Это направление в системе образования возникло как эволюционно новый этап в системе образования – эмерджентный относительно существующих систем. Отличительной особенностью его является использование Законов Мира, Общества и Постижения, открытых космичной наукой, центром которой в настоящее время является отделение Ноосферного образования РАЕН.

Члены отделения Ноосферного образования работают в нескольких направлениях.

    1. Основы Мироздания (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова).

    2. Системономия и системология (Ю.А.Урманцев, Н.В.Маслова, Б.А.Астафьев).

    3. Теория ноосферного образования (Н.В.Маслова).

    4. Философия образования (Н.Б.Миронова, Н.Мамедов, С.В.Лещёв, В.И.Самохвалова).

    5. Естественнонаучное, физико-математическое, геополитическое и социологическое обоснование природосообразного образования (Б.А.Астафьев, Н.В.Маслова, И.Н.Шванёва, А.Н.Ануашвили, Ю.Н.Иванов, Л.Н.Немировский, Е.Н.Дзятковская, А.Н.Камнев, И.М.Дмитриевский, В.М.Назаренко, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян).

    6. Социальные и управленческие процессы образования (М.В.Ульянова, Л.Н.Цой, И.В.Прангвишвили, Е.В.Юркевич, А.Н.Ануашвили).

    7. Медицинские аспекты ноосферного образования (И.А.Тлячева, Н.А.Давыдовская, Т.С.Озерова, В.К.Купреева, Ю.А.Поляев, Б.А.Поляев).

    8. Психология ноосферного развития личности (И.Н.Шванёва, Н.В.Маслова, И.А.Тлячева, Н.В.Антоненко, Н.А.Морозова, Л.Ю.Тимочкина, И.А.Балюк, Л.К.Рыбальченко, Е.А.Саркисян).

    9. Методология и методика ноосферного образования (Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, О.Г.Никифорова, И.Е.Ванцян, Л.В.Мазурина, Л.К.Рыбальченко).

    10. Биоадекватный педагогический инструментарий ноосферного образования (Н.В.Маслова, Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян, Л.К.Рыбальченко, О.Г.Никифорова).

    11. Мониторинг в ноосферном образовании (И.А.Тлячева, Т.С.Озерова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян Л.К.Рыбальченко, О.Г.Никифорова).

    12. Апробация и внедрение концепции и биоадекватного инструментария ноосферного образования (Н.В.Антоненко, М.В.Ульянова, Ж.М.Клышко, И.А.Балюк, Л.В.Мазурина, В.Н.Кондрашов, Е.Л.Некрасов, И.А.Маслов, И.Е.Ванцян, А.Г.Ванцян Л.К.Рыбальченко, О.Г.Никифорова, Н.А.Раюшкина, Т.П.Скобликова, Г.Н.Гурленя, Т.М.Серикова, Н.Г.Жигунова, Е.А.Саркисян, Н.Е.Соломатина, В.В.Курылев).

Неоценимую юридическую, консалтинговую и финансовую поддержку отделению постоянно оказывает консалтинговая группа “Прадо” – коллективный член отделения и её руководитель И.А.Маслов.

Эти направления в деятельности отделения Ноосферного образования являются необходимыми и реализуются учёными разных специальностей, преподавателями средних и высших учебных заведений.

В данном сборнике представлены избранные статьи, написанные авторами в разные годы (1995-2004) по тематике ноосферного образования. Эти статьи не исчерпывают научного творчества членов отделения. Перечень монографий, учебников, учебных пособий, представлен в данном сборнике особо (Приложение №1).

Более 50 патентов России, Украины, США получены членами отделения, в том числе на концепцию ноосферного образования, методику преподавания, концепцию биоадекватных учебников, концепцию ноосферной школы, методику ноосферного развития и инструментария психодиагностики, в том числе с использованием приборов, для выявления и коррекции потенциала личности и т. д.

Разработки членов отделения удостоены Золотой и Серебряной медали ВВЦ, I Международного салона инноваций и инвестиций.

Школы, где внедрены концепция и методы ноосферного образования, признаны в 2003 и 2004 годах победителями на Общероссийском конкурсе “Лучшая школа России” в номинации “Педагогический поиск” (Боровская ноосферная школа Калужской области). Успешно внедряется ноосферное образование в регионах и национальных областях. Победителем конкурса “Лучшая школа Якутии” стала Покровская улусская гимназия № 2, которая 4 года работает по системе ноосферного образования. Победу в конкурсе “Лучшая школа Бурятии” одержали средняя школа № 2 и управленческая гимназия с. Агинское (БАО). Образцовыми стали гимназия № 2 г. Мариинска и гимназия № 11 Анжеро-Судженска Кемеровской области. Ряд педагогов и директоров школ стали победителями в Общероссийском конкурсе “Учитель года” в 2000-2003 гг. и в конкурсе “Vivat, учитель!” (2003-2004 гг.).

Процесс внедрения ноосферного образования набирает силу, возрастает качество преподавательской деятельности учителей, использующих методы ноосферного образования. Оно приобретает всё новых и новых сторонников и последователей в регионах и странах СНГ (Казахстан, Украина), а также в Великобритании.

В отделении защищены 5 докторских и 10 кандидатских диссертаций, воспитаны талантливые учёные, работы которых представлены в настоящем сборнике. Вклад учёных отделения Ноосферного образования в развитие науки и образования отмечен 15 медалями и орденами, в том числе международными. Они являются лауреатами премии Михаила Васильевича Ломоносова, международной премии Вильгельма Конрада Рентгена, премий РАЕН и др. 5 членов отделения награждены Знаком “Гармония”.

Все члены отделения работают по реализации и внедрению единой интегрированной программы “Ноосферное образование для устойчивого равития России”, созданной в отделении и принятой к реализации совместно с Фондом Устойчивого Развития Гос. Думы РФ.

За годы работы отделением проведено 16 международных и 5 региональных научно-практических конференций по тематике “Ноосферное образование – фундамент устойчивого развития личности и общества (Москва, С.-Петербург, Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Томск, Алматы, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Якутск, БАО).

Члены отделения провели более 100 выездных курсов в суммарном объёме около 10000 учебных часов по программам переподготовки кадров педагогов, врачей, психологов, управленцев системы образования. На них прошли обучение более 2000 человек. На этих курсах были подготовлены и получили в последующем научно-методическую помощь в отделении Ноосферного образования 20 авторов, создавших учебники и учебные пособия в рамках Национального книгопроекта “Биоадекватные учебники”, а также активно работающие по созданию новых учебников и пособий.

В структуре отделения действуют Совет ноосферного образования России, Независимый международный межакадемический совет ноосферного образования (экспертный орган), Совет директоров ноосферных образовательных учреждений. Отделение учредило и проводит Международный конкурс “Vivat, учитель!” В отделении создан и учреждён Знак “Гармония” для поощрения позитивных начинаний в деле единения науки, культуры, образования и практики. Знаком “Гармония” награждаются деятели науки, культуры, образования и практики за личный вклад в поступательный процесс гармонизации системы “Человек – Природа – Общество – Космос”. Академик И.Н.Шванёва является автором макета Знака “Гармония”. Она же – автор текста и музыки гимна учёных РАЕН.

Предлагаемый сборник состоит из двух томов: 1) научных статей, 2) литературных произведений. Это: коллективный труд членов отделения Ноосферного образования РАЕН, убеждённых в необходимости эволюционных изменений в мировоззрении, науке, образовании.

Работа членов Отделения – это неутомимый и целеустремлённый труд по созданию Нового Человека, могущего говорить на одном языке с Природой и Космосом, бережно охраняющего нашу планету. Мы убеждены, что малые коллективы, вооружённые Знанием Всеобщих Законов, Законов Общества и Постижения, способны оказать мощное влияние на позитивные фундаментальные трансформации в обществе и планетарной цивилизации!

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz