педагогического государственного университета; с 1995
по н/в профессор Российской академии государственной службы при Президенте
РФ.
В 1975 г. в Институте философии АН СССР защитил
кандидатскую диссертацию на тему: “Моделирование и синтез знаний”; в 1984 г.
в этом же институте защитил докторскую диссертацию: “Экологическая проблема
и технические науки (философско-методологические аспекты)”.
Является автором более 200 научных и
учебно-методических работ, редактором-составителем сборников: “НТР и
развитие научного познания” (вып. 1 и 2). Баку, 1993/1994;
“Экология, культура, образование”, М., 1989;
“Философия и экологическая проблема”, М., 1990; “Философские дисциплины:
программы, задания, тесты”, М., 1993; “Экологическое образование: концепции
и методические подходы”, М., 1996; “Экология и управление
природопользованием”, М., 2000; “Введение в теорию устойчивого
развития”,М.2002, “Устойчивое развитие и экологизация школьного
образования”, М.,2003; и др.
Мамедов Н.М. внес существенный вклад: в осмысление
сущности метода моделирования, его интегративной и оптимизирующей функций;
выявление связей развития техники с социо-культурными факторами; раскрытие
статуса социальной экологии как науки пост-неклассического типа,
отображающей социоприродные связии выполняющей не только
объяснительные ,но и нормативные функции по отношению к различным сферам
человеческой деятельности ; обоснование общеэкологических понятий
(экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие, экоразвитие,
экоустойчивость), позволившего раскрыть концептуальное единство отдельных
направлений экологии, определить необходимое содержание экологического
образования; разработку системной теории экологической проблемы,
представляющей экологическую проблему как целостное отражение на человеке и
условиях его жизнедеятельности (естественных, социально-экономических,
политических и других) противоречий, возникающих в
вещественно-энергетических и информационных связях общества с природной
средой; обоснование экологической культуры как духовной предпосылки
гармонизации социально-экономического и экологического развития; разработку
методологических основ образования для устойчивого развития; и аргументацию
др. научных положений.
Развитая Н.М. Мамедовым философия экологического
образования, содействовала уточнению содержания экологического образования,
принятию соответствующих государственных стандартов в России, нашла
положительный отклик в Испании, Франции, Турции, Японии и других странах.
Под руководством Н.М.Мамедова защищены более 50 кандидатских и докторских
диссертаций.
Основные публикации:
1.
Биосферные критерии оптимизации и синтез знаний / Методологические аспекты
исследования биосферы. М.: Наука, 1975.
2.
Кибернетическое моделирование и проблемы оптимизации / Кибернетика и научное
познание. М.: Наука, 1976.
3.
Оптимизация взаимодействия технических систем и биосферы // Философська
думка. Киев. 1976. № 3 (на украинском языке).
4.
Философско-социологические аспекты технического знания // Вопросы философии.
1977.№2
5.
Методологические аспекты проблемы гармонизации взаимоотношения техники и
биосферы // Философские науки. 1977. № 4.
6.
Моделирование и синтез знаний (монография). - Баку: Элм, 1979.
7.
Экологическая проблема и технические науки // Вопросы философии. 1980. № 5.
8.
Ценностные установки и техническое освоение природы / Ценностные аспекты
науки: проблемы экологии. М.: Наука, 1981.
9. Метод
моделирования в современной науке. - М.: Об-во “Знание” РСФСР, 1981.
10.
Моделирование и современное научное познание./УДиалектика и общенаучные
методы познания.Гавана,1981(на испанском языке).
11
.Глобальные аспекты экологического взаимодействия // Вопросы философии.
1981. №11.
12.Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические
аспекты). (Монография). -Баку: Элм, 1982.
13.Экологическая проблемам проблема управления научно-техническим прогрессом
// Вопросы
философии. 1982. № 11.
14.0 соотношении биологической, глобальной и
социальной экологии / Диалектика в науках о природе и человеке. Общество и
природа в век НТР. М.: Наука, 1983.
15.Логика
научного познания и метод моделирования / Философско-методологические
основания системных исследований. М.: Наука, 1983.
16.Место и
роль технических наук в решении экологической проблемы / Философия и
экологические проблемы современной цивилизации. М.: Прогресс, 1983 (на
английском языке).
17.Техническое освоение природы / Философские проблемы глобальной экологии.
М.:
Наука,
1983.
18.Экология: новые направления в традиционной науке / Взаимодействие
общества и природы. Экологическая проблема. М.: Наука, 1986.
^.Народонаселение
и природные ресурсы / Марксистско-ленинская теория исторического процесса.
М.: Наука, 1987.
20.
Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития
(брошюра). - М-: Об-во “Знание”, РСФСР, 1998.
21.Проблемы
экологии: некоторые актуальные аспекты (брошюра). - М.: Об-во “Знание”,
РСФСР, 1989.
22.
Экологический аспект становления постнеклассической науки / Проблемы
методологии постнеклассической науки. М., 1992.
23.Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему //
Высшее образование в России. 1993. № 3.
24.Экологическая культура / Культура: теории и
проблемы. М.: Наука, 1995. 25.Экологическое образование и устойчивое
развитие. - М.: РАГС, 1996 (в соавторстве с А. Д. Урсулом).
26. Экологическое образование / Философские проблемы
образования. М.: РАГС, 1996.
27.Культура, экология, образование (монография). - М.:
РЭФИА, 1996.
28.Основы экологического образования // Экология
России. 1997. № 1.
29.Экологическое образование(концептуальный синтез )//
Дидакт. 1997. № 3.
30. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. -
М.: Луч, 1993. (В соавторстве с Урсулом А.Д.).
31.Экология. (Учебное пособие для старших классов
средней школы). - М.: Школа-пресс, 1996. (В соавторстве с И.Т. Суравегиной
32. Основы общей экологии. (Учебник для старших
классов общеобразовательной
школы). -
М.: МДС, 1998.(В соавторстве с Глазачевым С.Н., Суравегиной И.Т.).
33. Основы
социальной экологии. (Учебное пособие для Вузов). М.: Ступени, 2003; и Др.