RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

Мамедов Низами Мустафа оглы, 1946 г.р. -

действительный член РАЕН, доктор фил.наук, профессор

Признанный специалист в области философии науки и техники, социальной экологии, экологического образования, доктор философских наук, профессор. Действительный член Российской экологической академии, Российской академии естественных наук, Международной академии ноосферы (устойчивого развития), эксперт Европейского Союза по проблемам экологического образования.

Родился в Азербайджанской ССР (г.Казах), окончил в 1967 г. Азербайджанский политехнический институт (факультет автоматики и вычислительной техники), в 1975 г. аспирантуру Института философии АН СССР. С 1968 по 1971 г.г. - научный сотрудник Азербайджанского политехнического института; с 1972 по 1975 г.г. аспирант Института философии АН СССР; с 1976 по 1986 г.г. научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий отделом философских вопросов естествознания Института философии и права АН Азербайджанской ССР; с 1987 по 1994 г.г. профессор Московского педагогического государственного университета; с 1995 по н/в профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В 1975 г. в Институте философии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему: “Моделирование и синтез знаний”; в 1984 г. в этом же институте защитил докторскую диссертацию: “Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты)”.

Является автором более 200 научных и учебно-методических работ, редактором-составителем сборников: “НТР и развитие научного познания” (вып. 1 и 2). Баку, 1993/1994;

“Экология, культура, образование”, М., 1989; “Философия и экологическая проблема”, М., 1990; “Философские дисциплины: программы, задания, тесты”, М., 1993; “Экологическое образование: концепции и методические подходы”, М., 1996; “Экология и управление природопользованием”, М., 2000; “Введение в теорию устойчивого развития”,М.2002, “Устойчивое развитие и экологизация школьного образования”, М.,2003; и др.

Мамедов Н.М. внес существенный вклад: в осмысление сущности метода моделирования, его интегративной и оптимизирующей функций; выявление связей развития техники с социо-культурными факторами; раскрытие статуса социальной экологии как науки пост-неклассического типа, отображающей социоприродные связии выполняющей не только объяснительные ,но и нормативные функции по отношению к различным сферам человеческой деятельности ; обоснование общеэкологических понятий (экосистема, эковзаимодействие, экопротиворечие, экоразвитие, экоустойчивость), позволившего раскрыть концептуальное единство отдельных направлений экологии, определить необходимое содержание экологического образования; разработку системной теории экологической проблемы, представляющей экологическую проблему как целостное отражение на человеке и условиях его жизнедеятельности (естественных, социально-экономических, политических и других) противоречий, возникающих в вещественно-энергетических и информационных связях общества с природной средой; обоснование экологической культуры как духовной предпосылки гармонизации социально-экономического и экологического развития; разработку методологических основ образования для устойчивого развития; и аргументацию др. научных положений.

Развитая Н.М. Мамедовым философия экологического образования, содействовала уточнению содержания экологического образования, принятию соответствующих государственных стандартов в России, нашла положительный отклик в Испании, Франции, Турции, Японии и других странах. Под руководством Н.М.Мамедова защищены более 50 кандидатских и докторских диссертаций.

Основные публикации:

1. Биосферные критерии оптимизации и синтез знаний / Методологические аспекты исследования биосферы. М.: Наука, 1975.

2. Кибернетическое моделирование и проблемы оптимизации / Кибернетика и научное познание. М.: Наука, 1976.

3. Оптимизация взаимодействия технических систем и биосферы // Философська думка. Киев. 1976. № 3 (на украинском языке).

4. Философско-социологические аспекты технического знания // Вопросы философии. 1977.№2

5. Методологические аспекты проблемы гармонизации взаимоотношения техники и биосферы // Философские науки. 1977. № 4.

6. Моделирование и синтез знаний (монография). - Баку: Элм, 1979.

7. Экологическая проблема и технические науки // Вопросы философии. 1980. № 5.

8. Ценностные установки и техническое освоение природы / Ценностные аспекты науки: проблемы экологии. М.: Наука, 1981.

9. Метод моделирования в современной науке. - М.: Об-во “Знание” РСФСР, 1981.

10. Моделирование и современное научное познание./УДиалектика и общенаучные методы познания.Гавана,1981(на испанском языке).

11 .Глобальные аспекты экологического взаимодействия // Вопросы философии. 1981. №11.

12.Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты). (Монография). -Баку: Элм, 1982.

13.Экологическая проблемам проблема управления научно-техническим прогрессом

// Вопросы философии. 1982. № 11.

14.0 соотношении биологической, глобальной и социальной экологии / Диалектика в науках о природе и человеке. Общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983.

15.Логика научного познания и метод моделирования / Философско-методологические основания системных исследований. М.: Наука, 1983.

16.Место и роль технических наук в решении экологической проблемы / Философия и экологические проблемы современной цивилизации. М.: Прогресс, 1983 (на английском языке).

17.Техническое освоение природы / Философские проблемы глобальной экологии. М.:

Наука, 1983.

18.Экология: новые направления в традиционной науке / Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема. М.: Наука, 1986.

^.Народонаселение и природные ресурсы / Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1987.

20. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития (брошюра). - М-: Об-во “Знание”, РСФСР, 1998.

21.Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты (брошюра). - М.: Об-во “Знание”, РСФСР, 1989.

22. Экологический аспект становления постнеклассической науки / Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

23.Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему // Высшее образование в России. 1993. № 3.

24.Экологическая культура / Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. 25.Экологическое образование и устойчивое развитие. - М.: РАГС, 1996 (в соавторстве с А. Д. Урсулом).

26. Экологическое образование / Философские проблемы образования. М.: РАГС, 1996.

27.Культура, экология, образование (монография). - М.: РЭФИА, 1996.

28.Основы экологического образования // Экология России. 1997. № 1.

29.Экологическое образование(концептуальный синтез )// Дидакт. 1997. № 3.

30. Введение в социальную экологию. Учебное пособие. - М.: Луч, 1993. (В соавторстве с Урсулом А.Д.).

31.Экология. (Учебное пособие для старших классов средней школы). - М.: Школа-пресс, 1996. (В соавторстве с И.Т. Суравегиной

32. Основы общей экологии. (Учебник для старших классов общеобразовательной

школы). - М.: МДС, 1998.(В соавторстве с Глазачевым С.Н., Суравегиной И.Т.).

33. Основы социальной экологии. (Учебное пособие для Вузов). М.: Ступени, 2003; и Др.

   

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz