RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕИ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖАКАДЕМИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об учебном комплекте Л. К. Рыбальченко «Изобразительные искусства» для первого класса общеобразовательной начальной школы, 2004

       I.  Согласно государственным образовательным стандартам, международным нормам по правам человека, а также в соответствии с Федеральным законом «Об утверждении Федеральной программы развития образования», Постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от 23.03.2001 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», Концепций модернизации российского образования, осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В его задачи входит повышение качества, разгрузки и обновление содержания образования, обеспечения условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.
Международный межакадемический экспертный совет проводит работу по оценке соблюдения прав участников образовательного процесса, направленную на выявление степени соответствия образовательных средств современному уровню естественных и гуманитарных наук, программным, этическим и эргономическим показателям.
 

I. Соответствие современному уровню естественных и гуманитарных наук.
Современная учебная литература должна быть создана на новых научных открытиях и психолого-педагогических практик, получивших положительные результаты на практике.
Новые знания, излагаемые в учебной литературе, о развитии Земли и Вселенной являются основой широкого мировоззрения учащихся, понимания природы вищей, законов бытия Космоса и человека, целостности мира, своего предназначения в реальном мире.
Оцениваемый учебный комплект (в дальнейшем УК), состоящий из Учебника изобразительных искусств для первого класса общеобразовательной начальной школы (в дальнейшем У), Альбома репродукций художественных произведений для первого класса общеобразовательной начальной школы (в дальнейшем А), Рабочей тетради по изобразительным искусствам для первого класса общеобразовательной начальной школы (в дальнейшем РТ), Методического пособия по проведению уроков «Изобразительные искусства» в первом классе общеобразовательной начальной школы для учителей и родителей (в дальнейшем МП), не имеет аналогов в мировой и отечественной учебной литературе.
УК построен на основе работ современных учёных:
- исследований и выводов И. Пригожина об общих признаках развития науки и Вселенной («Порядок из хаоса»);
- исследований Ю. Урманцева по Общей теории Систем Природы и Общества («Эволюционика», «Образование – фундаментальная форма постижения бытия»),
- современных исследований явлений природы, механизмов движения и взаимодействия тел в природе Ю. Иванова («Ритмодинамика»);
- концепции основ мироздания Б. Астафьева («Основы мироздания»;
- голографической концепции мозга К. Прибрама («Языки мозга»);
- концепции целостного мышления Н. Масловой («Ноосферное образование»).
 

  1. Программные показатели.

ОУ (МП) представлена новая программа по «Изобразительным искусствам», составленная на основании систематизации и дифференциации Государственных программ и методических материалов предыдущих десятилетий по этой учебной дисциплине, с учётом новых научных открытий и нового научного мировоззрения и миропонимания.
В МП дана примерная разработка каждого урока с точным указанием его целей, задач, ходом работы на уроке учителя и ученика, новых терминов и их значений, результатов работы учащихся на каждом уроке, приведены описания здоровье сберегающих упражнений и методика их проведения.
 

  1. Этические показатели.

ПоПонимание этики как не нарушения естественного права человека развиваться сообразно своей природе позволяет говорить о природосообразном образовании, важной составляющей которого является научение целостному (природосообразному) мышлению.
В УК (У, А, РТ) даны примеры природосообразного мышления художников, архитекторов, искусствоведов, что способствует формированию позитивного мышления учащихся.
Информация выстроена на совокупной работе образного (правого) и дискурсивно-логического(левого) полушарий мозга, что является эффективным (позитивным) инструментом в развитии сознания человека.
В художественном оформлении обложек книг и текстов выдержан принцип золотых пропорций, что стимулирует учащихся к восприятию и осознанию красоты.
 

  1. Эргономические показатели.

    Учебный материал представлен на сенсорно-моторном, символьном, логическом и лексическом уровнях, что способствует естественному прохождению, обработки информации и развитию целостного мышления. В усвоении нового материала задействовано многоканальное восприятие (обоняние, осязание, вкус, слух, зрение и др.), что является основой для заложения его в долговременную память.
    Такая подача учебного материалаведёт к гармонизации в системе «человек», усвоения учебного материала в долговременную память, к пониманию человеком себя и окружающего его мира.
    В УК учтены физиологические и психологические возрастные особенности школьников. Учебный текстовой материал доступен, краток, язык изложения ясен. Домашние задания даются по трём уровням сложности: I – обязательное для выполнения; II и III – дополнительные, выполняются по желанию . Выбор заданий принадлежит каждому ученику, что усиливает мотивацию учебной деятельности.
     

  2. Научно-методические показатели

    В изложении учебного материала в УК применён метод дедукции. Автор, используя элементы развивающего обучения («правило познания», новые слова и их значения, составление планов, последовательности работы, схемы) приучает учащихся работать с материалом и текстом, анализируя их и обобщая. Средствами закрепления учащимися информации являются
    таблицы, схемы, кроссворды. Цветные репродукции художественных произведений, авторские рисунки (графика и живопись), фотографии являются наглядными пособиями, направленными на решение задач программного материала.
    Все виды наглядности в УК работают на формирование учебного мыслеобраза, как единицы знания, что даёт глубокое прочное усвоение учебного материала.
    Иллюстрации соответствуют возрастным особенностям учеников и учебному предмету.
     

  3. Организационно - технологические показатели

В век развития информационных технологий, особое внимание необходимо уделять обеспечению прав человека на экономичное, эффективное, инструментальное, природосообразное образование. Оно достигается за счёт использования 5 природных каналов человеческого восприятия, процессов приёма – передачи – осознания информации в естественных для человека условиях, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления. Обращение к личному опыту и естественным биоритмам человеческого организма даёт сокращение времени изучения предмета в 3 – 6 раз, обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека.
Мышление мыслеобразами даёт инструмент дальнейшего самостоятельного познания.
В данном УК вышеприведённые приёмы используются на каждом уроке.
 

Таблица эргономических показателей учебного комплекта по изобразительным искусствам для первого класса общеобразовательной начальной школы автора Л. К. Рыбальченко.

Указанная таблица позволяет оценить УК по следующим критериям:

Максимальный балл

Оцениваемый учебник

I блок – информационный аспект

10 (при соблюдении четырёх этапов приёма информации: 1 – сенсорно-моторного,

2 – символьного,

3 – логического,

4 – лингвистического)

10 – использованы, реализованы все пункты и их этапное прохождение.

II блок – психофизиологичексий аспект

(с учётом функциональных особенностей системы тело – мозг)

10 (при использовании 5 – 6 сенсорных каналов тела

10 – задействованы, использованы 5-6 сенсорных каналов тела

III блок – следование естественным биоритмам человека

10 (при выделении 2-х блоков информации для следования естественным биоритмам “активность-релаксация”)

10 – использованы во всех уроках этапы активности и релаксации

IV блок – использование образов-символов (ассоциативные природные модели), посредством которых информация транспортируется в долговременную память

10 (при использовании ассоциативных природных моделей)

10 – использованы образы природы и высокие образцы мирового искусства

V блок – использование системы образов, изоморфной как структуре изучаемого явления, так и архетипической структуре психики человека, позволяемой выработать учащимся навык самоорганизации в своей информационной системе

10 (при использовании системы образов, даваемых в рекомендательном режиме)

10 – использована система образов, даваемая в рекомендательном режиме на каждом уроке

VI блок – изоморфность индивидуальной символьной (архетипической) структуре психики человека за счёт предоставления свободы выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления изучаемого материала

10 (при свободе выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления материала)

10 – использована свобода выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления материала на каждом уроке

VII блок – многократная перекодировка информации с языка символов на язык логики и обратно

10 (при многократной перекодировке информации)

10 – использована многократная перекодировка информации на каждом уроке

VIII блок – апелляция к структурам в головном мозге, отвечающим за чувственное восприятие, позволяющая аккомодировать, закрепить учебные мыслеобразы, наполненные информацией в алгоритмическом порядке, в памяти, “вживить их в индивидуальную информационную систему человека

10 (при использовании фито-тейст-фона, простых, понятных образов, наполненных структуированной информацией в алгоритмическом порядке

10 – использованы фито-тейст фона, простых, понятных образов, наполненных струтуированной информацией в алгоритмическом порядке на каждом уроке.

IX блок – сопряжение симультанной и сукцессивной функций зрения м мозга для облегчения транспортировки информации в долговременную память (п.п.) и освобождения от лишних энергетических затрат

10 (при сопряжении симультанной и сукцессивной функций зрения и мозга)

10 – использовано сопряжение симультивной и сукцессивной функций зрения и мозга на каждом уроке

X блок – показатель биообратной связи

10 (при наличии прямой и обратной биологических связей)

10 – наличие прямой и обратной связи (БОС) на каждом уроке

Итого

100 баллов

100 баллов во всём УК

             Таким образом, учебный комплект «Изобразительные искусства» для первого класса общеобразовательной начальной школы автора Л. К. Рыбальченко рекомендуется для издания.

Учёный Секретарь Экспертного Совета РАЕН,
кандидат психологических наук,
член-корреспондент РАЕН Л. В. Мазурина

Рецензенты:
Директор Института проблем развития
человеческих ресурсов
Республика Саха (Якутия) Р. Е. Тимофеева

Доцент, кандидат архитектуры
Московского архитектурного института
(МАРХИ) Ашмарина

     
Copyright: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Верстка: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова, Валерия Амирова

Москва, 2004                                                         

 
Hosted by uCoz