RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖАКАДЕМИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об учебнике В. П. Сухова “Физическая география” 6 класс

Москва “Просвещение”, 1995 г.

         Согласно государственным образовательным стандартам, международным нормам по правам человека, а так же в соответствии с Федеральным законом “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, Постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от 23.03.2001 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”, Концепций модернизации российского образования, осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В его задачи входит повышение качества, разгрузка и обновление содержания образования, обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.

Международный межакадемический экспертный совет проводит работу по оценке соблюдения прав участников образовательного процесса, направленную на выявление степени соответствия образовательных средств современному уровню естественных и гуманитарных наук, программным, этическим и эргономическим показателям.

  1. Соответствие современному уровню естественных и гуманитарных наук.

Создание современной учебной литературы должно опираться на достижения во всех областях науки (открытия, изобретения, психолого-педагогические практики, получившие положительные результаты в их применении). Кроме того, быстро меняющийся взгляд на мир изменяет представления о развитии Земли, Вселенной, поэтому жизненно важно воспитание в учащихся самого широкого мировоззрения, понимания природы вещей, законов бытия Космоса и человека, целостности мира, через нахождение аналогий в себе и окружающей природе.

Оцениваемый учебник (в дальнейшем ОУ) в своём содержании отражает основные идеи курса, главной целью которого является знакомство шестиклассников с окружающим миром в масштабе нашей планеты и взглядом на этот мир с позиций географической науки.

Научные открытия последних десятилетий в построении и информационной основе ОУ отсутствуют. Задачи учебника решены в рамках принятых взглядов до возникновения:

  • исследований и выводов И. Пригожина об общих признаках развития науки и Вселенной (“Порядок из хаоса”);

  • исследований Ю. Урманцева по Общей Теории Систем Природы и Общества (Эволюционика);

  • современных исследований явлений природы, механизмов движения и взаимодействия тел в природе Ю. Иванова (“Ритмодинамика”);

  • концепции основ мироздания Б. Астафьева;

  • голографической концепции мозга К. Прибрама (“Языки мозга”);

  • концепции целостного мышления Н. Масловой (“Ноосферное образование”).

Утверждения о происхождении человека от обезьяны, прародители которого зародились в Ю-В Африке 4-3 млн. лет назад (стр.171), статистические показатели по численности населения (стр. 181), количеству государств и народов (стр.183), явно противоречат сегодняшним научным данным.

  1. Программные показатели.

ОУ представлен традиционной программой и рассчитан на реализацию базового содержания образования, соответствующего федеральному компоненту учебного плана.

Учебник состоит из трёх разделов, 56 параграфов: “введение” - знакомит школьников с современной (девяностых годов прошлого столетия) географией, практической значимостью и ролью географической науки, а так же с развитием географических знаний о Земле.

В разделе “План и карта” даётся необходимый минимум картографических знаний, уделяется внимание умению работать с картами и различными планами местности. В разделе “Оболочки Земли” рассматриваются вопросы происхождения оболочек (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы), характеризуется основной вещественный состав, его свойства и процессы, происходящие в геосферах. Важной составляющей является рассмотрение взаимосвязей природных компонентов и взаимодействия человека и природы. Раздел “Человечество на Земле” формирует знания о численности населения земного шара, об основных расах, разнообразии народов и расположении государств на политической карте мира.

Изучение Земли начинается с географической оболочки, отсутствует важный, на наш взгляд, раздел “Земля – частица космоса”, где географически значимые астрономические сведения служат основой в понимания жизни планеты, как космического тела. Кроме того, нет сведений о ноосфере – новом, важном этапе в развитии планеты. Недостаточно внимания уделено таким существенным понятиям как “система” (встречается без какого-либо объяснения на стр. 175), “географическая система”, знакомящим со взаимосвязями, нарушение которых приводит к различным антропогенным трансформациям и, связанным с этими трансформациями, глобальным проблемам.

Включение данных сведений в содержание школьной литературы обосновано, так как, приучая с детских лет сознание детей к единству жизни, Космоса, где Земля не обособленный мир, а только часть Вселенной, где существует взаимозависимость всего сущего, у них будет рождаться чувство ответственности не только за каждое действие, но и за каждое слово, за каждую мысль.

  1. Этические показатели.

Понимание этики как не нарушения естественного права человека развиваться сообразно своей природе позволяет говорить о природосообразном образовании, важной составляющей которого является научение целостному (природосообразному) мышлению.

Поиск причин негативного выбора в жизни личности надо вести после того, как общество создало условия для мотивации позитивного мышления, в том числе и на базе материала учебного предмета.

Теоретический материал ОУ обеспечивает учащимся положительное мышление. Наличие четверостиший, строк из песен, шутливых фраз вызывает позитивный эмоциональный настрой.

Информация выстроена на основе логической организации учебного процесса, без учёта приёмов совокупного функционирования дискурсивно-логического и образного полушарий мозга, что мешает овладению механизмом целостного мышления как эффективного (позитивного) инструмента сознания человека. Автор не придаёт значения учебным зрительным диосценам, это не позволяет создать последовательный диоряд (последовательность связанных по смыслу диосцен: схемы, формулы, тест и т. п.) в восприятии учебного текста.

В художественном оформлении обложки и текста отсутствует принцип золотых пропорций, что мешает вырабатывать потребность в стремлении к красоте.

  1. Эргономические показатели.

    Учебный материал в основном представлен информативно-описательным способом, лишь на логическом и лексическом уровнях, при отсутствии физиологически необходимых сенсорно-моторного и символьного этапов восприятия, что нарушает процесс естественного порядка прохождения, обработки информации и развития целостного мышления. При такой подаче материала задействованы только зрение и слух. Отсутствие многоканального восприятия (вкус, обоняние, осязание) создаёт трудности в работе с текстом и мешает заложить его в долговременную память. Отсутствие приёмов работы с правым полушарием, отвечающим за символьное представление, нарушает правильное использование функций головного мозга и приводит к нарушению гармонии в системе “человек”. Нарушение гармонии влечёт проблемы физического, психического здоровья ребёнка, а вместе с тем непонимание мира и себя – это отражается на взаимоотношениях его в обществе.

    В ОУ учтены возрастные особенности школьников: физиологические (материал доступен, язык изложения ясен) и психологические (имеются интересные вопросы, развивающего характера усложнённые (стр. 13, 25, 43 и т.д.), “конкурс знатоков (стр. 13, 19, 22, 39 и т.д.), задачи, творческие задания (стр. 9, 41, 53 и т.д.), что усиливает мотивацию учебной деятельности.

    Возрастные особенности учащихся были бы учтены лучше, если бы информация была структурирована в алгоритмическом порядке на образоне (красочном образе) и разбита на блоки для физиологически необходимой работы в биоритмической методике (смена деятельности в фазах активности и релаксации).

    Автор предлагает обширный материал для самостоятельной работы с текстом.

    Дифференцированный образовательный процесс по данному учебнику вести сложно, т.к. в основном присутствуют задания одного уровня сложности. Вопросов повышенной сложности незначительное количество. Основной закон – природосообразность (сообразность природе Тела – Мозга - Информации) в ОУ используется мало.

  2. Научно-методические показатели.

    В изложении учебного материала применён метод дедукции. Автор, используя элементы развивающего обучения (“правила познания”, слова-сигналы, составление планов, опорных схем), приучает учащихся работать с текстом, анализируя его и обобщая. Среди методических приёмов используются таблицы, построенные по способу сравнения противоположностей (т.4, 5, 6, 7 и др.), схемы, графики. Наглядность представлена фотографиями, а так же рисунками, либо иллюстрирующими текст (стр.10, 15, 17 и т.д.), либо направленными на решение задач программного материала (стр.6, 21, 96 и т.д.). Все виды наглядности работают на сукцессивную (узкоформатную) функцию глаза и мозга, посредством которой информация доставляется в левое полушарие на переработку и обеспечивает лишь кратковременную память. Фрагментарность наглядных средств не работает на формирование учебного мыслеобраза, как единицы знания, следовательно, не вызывает глубинного, прочного усвоения.

    Имеют место неудачно подобранные рисунки (стр. 97, 99, 100). В некоторых случаях отсутствует подрисуночная подпись (рис. 34, 42, 43, 61).

    Иллюстрации соответствуют возрастным особенностям учеников, учебному предмету.

    Больший успех имели бы красочные образы, отображающие географические явления, с нанесённой на них информационной свёрткой, выполненные профессиональным художником. Это повысило бы эффективность усвоения материала за счёт срабатывания симультанной (широкоформатной) функции, подключающей эмоциональную сферу. Такая подача информации работала бы на архивирование учебного материала в долговременной памяти.

  3. Организационно - технологические показатели.

В век развития информационных технологий, особое внимание необходимо уделять обеспечению права человека на экономичное, эффективное, инструментальное, природосообразное образование. Оно достигается за счёт использования 5 природных каналов человеческого восприятия, процессов приёма – передачи – осознания информации в естественных для человека условиях, интенсификации творческого мышления и целостного взгляда на изучаемые явления. Обращение к личному опыту и естественным биоритмам человеческого организма даёт сокращение времени изучения предмета в 3 – 6 раз, обеспечивает радость познания, самореализацию по всем уровням развития человека. Мышление мыслеобразами даёт инструмент дальнейшего самостоятельного познания.

В данном учебнике вышеприведённые приёмы практически не используются.

Указанная таблица позволяет оценить ОУ по следующим критериям:

Таблица эргономических показателей учебника географии 6 класса

автора В. П. Сухова

Максимальный балл

Оцениваемый учебник

I блок - информационный аспект

10 (при соблюдении четырёх этапов приёма информации: 1 – сенсорно-моторного, 2 – символьного, 3 - логического, 4 - лингвистического)

5 (использование только логического и лингвистического этапов приёма информации)

 

II блок психофизиологический аспект

(с учётом функциональных особенностей системы тело – мозг)

10 (при использовании 5 – 6 сенсорных каналов тела)

3 (использование двух сенсорных каналов: зрение и слух)

III блокследование естественным биоритмам человека

 

10 (при выделении 2-х блоков информации для следования естественным биоритмам “активность-релаксация”)

5 (использование теоретического текста только в активном режиме – 50%).

IV блок использование образов-символов (ассоциативные природные модели), посредством которых информация транспортируется в долговременную память

10 (при использовании ассоциативных природных моделей)

3 (фрагментарное использование фотографий, рисунков, обеспечивающих кратковременную память)

V блок использование системы образов, изоморфной как структуре изучаемого явления, так и архетипической структуре психики человека, позволяемой выработать учащимся навык самоорганизации в своей информационной системе

10 (при использовании системы образов, даваемых в рекомендательном режиме)

0 (не используются)

 

VI блок – изоморфность индивидуальной символьной(архетипической) структуре психики человека за счёт предоставления свободы выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления изучаемого материала

10 (при свободе выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления материала)

1 (спонтанно)

 

VII блок – многократная перекодировка информации с языка символов на язык логики и обратно

10 (при многократной перекодировке информации)

1 (спонтанно)

 

VIII блок – апелляция к структурам в головном мозге, отвечающим за чувственное восприятие, позволяющая аккомодировать, закрепить учебные мыслеобразы, наполненные информацией в алгоритмическом порядке, в памяти, “вживить” их в индивидуальную информационную систему человека

10 (при использовании фито-тейст-фона, простых, понятных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке)

3 (использование стихотворных строк, шуток, так же иллюстративной, табличной, схематической подачи материала)

IX блок - сопряжение симультанной и сукцессивной функций зрения и мозга, для облегчения транспортировки информации в долговременную память (п.п.), синхронизации её работы с кратковременной (л.п.) и освобождения от лишних энергетических затрат.

10 (при сопряжении симультанной и сукцессивной функций зрения и мозга)

5 (использование только сукцессивной функции зрения и мозга)

X блок показатель биообратной связи – не проводилось

 

Итого

90 баллов

26 баллов

 

Таким образом, учитывая современный уровень развития естественных и гуманитарных наук, согласно требованиям природосообразности образовательного процесса ОУ рекомендуется к доработке по следующим параметрам:

  1. гносеологическим:

    в построении ОУ и его теоретической основе учитывать научные открытия И. Пригожина, Ю. Урманцева, Ю. Иванова, Б. Астафьева, Н. Масловой и др.;

  2. методологическим и методическим:

    в изложении учебных текстов необходимо использовать биологически адекватные методологические и методические основы преподавания;

  3. этическим:

    учитывать идею восприятия целостного мышления, через нравственный природосообразный метод и на этой основе формировать высокую культуру и нравственность;

  4. эргономическим:

исходя из природосообразности (биоадекватности) как основного закона образовательного процесса, использовать в изложении информации знания природы человека, законы работы мозга и информации. На этой основе довести уровень эргономических показателей, с учётом биообратной связи ОУ до 100%.

 

Кандидат психологических наук Л. В. Мазурина

Кандидат психологических наук Н. В. Антоненко

Кандидат педагогических наук М. В. Малыхин

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz