Согласно государственным образовательным стандартам,
международным нормам по правам человека, а так же в соответствии с
Федеральным законом “Об утверждении Федеральной программы развития
образования”, Постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от
23.03.2001 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования”, Концепций модернизации российского
образования, осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и
содержания общего образования. В его задачи входит повышение качества,
разгрузка и
обновление содержания образования, обеспечение условий, способствующих
сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических
технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.
Международный межакадемический экспертный совет
проводит работу по оценке соблюдения прав участников образовательного
процесса, направленную на выявление степени соответствия образовательных
средств современному уровню естественных и гуманитарных наук, программным,
этическим и эргономическим показателям.
-
Соответствие современному уровню естественных и гуманитарных наук.
Оцениваемый учебник “Мир Земли” (в дальнейшем ОУ)
является продолжением курса географии 5 класса “Как люди открывали Землю и
создавали карту”. Цель данного учебника
- формирование
современных представлений о географии, как о системе взаимосвязанных наук,
решающих проблемы современности,
воспитание планетарного географического мировоззрения
основанного на
осознании научной картины мира Земли.
Содержание ОУ широко и энциклопедично. Оно представлено общеземлеведческой
основой. Это науки о Земле, как целостной географической системе, история
развития географических идей и методы научных исследований, природные,
антропогенные системы и, связанные с ними, глобальные проблемы
человечества. В курсе рассматриваются
начальные сведения о плазменном состоянии вещества и его использовании,
система энергообмена в географической оболочке, впервые обращено внимание
на химическую природу гидросферы. Особый интерес
представляют понятия
современной науки – “геосистема”, “ноосфера” и роль человека в
формировании нового этапа развития планеты.
Таким образом, информационная основа ОУ решена в
соответствии с современными достижениями наук.
Следует отметить, что в построении учебных текстов
не использованы данные о природе информации,
психологии её восприятия, нейрофизиологических волновых процессов
и других тенденций психологической науки (Ж.
Пиаже, К. Прибрам, В. Вульф, У. Найссер, Р. Сперри, Ю. Иванов, Н. Маслова,
И. Шванёва), позволяющие правильно применить механизмы познания в
образовательном процессе.
Программные показатели .
ОУ базируется на требованиях образовательных
стандартов школ РФ по географии, концепции развивающего обучения “Школа
2100” и ориентирован на массовую школу.
В структурном
отношении учебник состоит из шести разделов: “Земля — частица космоса”,
“Мир камня”, “Мир воды”, “Мир воздуха”, “Мир жизни” и “Мир географических
систем”.
Введение
знакомит школьников с “миром Земли”, с
современным взглядом на географию, практической значимостью и возрастающей
ролью географических знаний. Особо рассматриваются стихии и стихийные
явления природы.
В
разделе — “Земля
— частица космоса” -
представлены астрономические сведения
планеты, научные гипотезы
происхождения,
определён космический адрес и взаимодействие Земли с
ближайшими космическими телами. Основной акцент сделан на географические
следствия формы, размеров и движений нашей планеты. Завершается раздел
описанием стихийных явлений, связанных с воздействием космоса на природу
Земли.
Оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера,
биосфера) рассматриваются в следующей последовательности: происхождение,
краткая характеристика вещественного состава, свойства, объекты и
процессы, происходящие в каждой оболочке, взаимодействие человека,
стихийные процессы и практические рекомендации по обеспечению личной
безопасности в той или иной ситуации .
Раздел — “Мир географических систем”
— носит обобщающий характер, подводя итог
изучения курса.
В конце каждого раздела
подводятся итоги ввиде обобщающих текстов
(стр.35, 65, 121, 165, 204, 222). Это
помогает закрепить основные положения
и проверить, как усвоен учебный
материал.
Несмотря на то, что ОУ полностью отвечает
программным требованиям, прослеживается тенденция увеличения объёма
содержания школьного курса (222 стр ,
57 параграфов). Перегруженность тем
теоретическим материалом (§1
– 5 стр., §3 – 5стр., §10 – 6 стр., §49 –
7стр. и т.д.) противоречит
природосообразному принципу восприятия учебного текста.
Следует считаться с реальным количеством
часов, отведённых в школьном расписании и возможностями учащихся.
Кроме того, в период быстрой сменяемости
информации такой путь неэффективен.
Развитие приёмов работы с географическими планами и
картами, понятийные знания (параллель, меридиан, экватор, широта, долгота)
определяют успех последующего изучения курса географии в 7 классе .
В ОУ
отсутствует специальный картографический раздел. Фрагментарность заданий
по работе с картой положения не меняет. Авторами предлагается разобрать
данный материал
на базе творческой работы с атласом за счёт резервных часов. К сожалению,
резервного времени при работе с ОУ не остаётся, навыки работы с картой и
планом, полученные в 5 классе, забываются.
Этические
показатели .
Этические параметры образовательного средства являются
важнейшими его характеристиками, соответствуя биологической, психической,
социологической природе человека без насильственного вторжения в какую-либо
из указанных сфер. Не нарушение
естественного права ребёнка развиваться
сообразно своей природе позволяет говорить о природосообразном образовании,
важной составляющей которого является научение целостному
(природосообразному) мышлению как эффективному инструменту развития
гармоничной личности. Это и есть путь к формированию этических норм
взаимоотношений между людьми, т.к. чем комфортнее себя чувствует человек,
тем более гармоничны его реакции на запросы внешнего мира.
Построение текста ОУ направлено на формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру. Логическая структура, проблемное
изложение материала ориентированы на развитие дискурсивно-логического
(левополушарного) мышления .
Пояснительные и дополнительные тексты (стр.11,
14, 29, 31, 33 и т.д.)
способствуют развитию эмоциональной сферы личности
учащихся, что создаёт позитивный настрой.
Игнорирование в ОУ двух первых этапов восприятия
информации (сенсорно-моторного и символьного), неиспользование возможностей
совокупной работы правого и левого полушарий мозга человека влечёт проблемы
в развитии целостного мышления. Трудно представить гармоничное состояние
ребёнка, если у него не функционируют природные каналы сенсорного восприятия
мира и отключён мозг в значительной его части.
ОУ обильно иллюстрирован: рисунки, схемы, сочетание
картосхем и профилей (стр. 17, 22, 57, 99, 213). Не смотря на большое
количество редких фотографий (стр.88, 108, 106,
131, 132 и др.),
выразительных рисунков, в размещении их отсутствует принцип золотых
пропорций, что мешает развитию чувства прекрасного. Отсутствие нумерации
иллюстраций создаёт неудобство в работе. Использование большого количества
различных видов и размеров шрифтов (5 видов) разрывает целостность
текстового оформления.
-
Эргономические показатели.
Организация обучения в ОУ ориентирована на проблемный
подход в образовательном процессе. Учебный материал изложен эвристическим
(частично поисковым) и проблемным методами.
Система вопросов и заданий направлена на
организацию активной учебной деятельности. Они размещены в разных частях
текста: перед параграфами –
актуализируют опорные знания, мотивируют познавательную деятельность
учащихся; в конце параграфа –
ранжированные по сложности, позволяют осуществлять дифференцированный
подход.
ОУ соответствует возрастным особенностям
шестиклассников. Доступность изложения, интересные вопросы, творческие
задания делают предмет интересным и усиливают учебную мотивацию. Возрастные
особенности учащихся были бы учтены лучше, если бы информация была
структурирована в алгоритмическом порядке на природном образе и разбита на
блоки для физиологически необходимой работы в биоритмической методике (смена
деятельности в фазах активности и релаксации).
ОУ содержит обширный материал для самостоятельной
работы.
Навыки её решаются в ходе учебных задач (стр. 22, 29, 34, 41, 213, 219 и
др.). Проведение экспериментов и опытов,
учебных исследований, наблюдений направлены на развитие умений работать с
приборами и инструментами (стр.70, 93, 102, 114, 156 и т.д.). Большое
количество заданий (стр.18, 34, 46, 48, 78 и т.д.) сориентировано на
развитие
творческой деятельности школьников.
Наглядность ОУ
служит источником новых знаний, так как к
большинству рисунков и схем составлены специальные вопросы и задания. Однако
все её виды работают на сукцессивную (узкоформатную) функцию глаза и мозга,
посредством которой сведения доставляются в левое полушарие на переработку,
где обеспечивается лишь кратковременная память. Эффективность же усвоения
материала, архивирование его в
долговременной памяти совершается за счёт срабатывания симультанной
(широкоформатной) функции, подключающей эмоциональную сферу. А это красочные
образы, отображающие географические явления, с нанесённой на них
информационной свёрткой, выполненные профессиональным художником (в данном
учебном пособии не применяются). Кроме
того, отсутствие диоинформации
(графического и схематического представления материала в диосцене)
не позволяет подключить симультанные и
сукцессивные возможности глаза и мозга,
обеспечивающие немедленный доступ информации в мозг и экономию умственных
затрат в процессе познания.
Сведения в учебнике представлены лишь на логическом и
лексическом уровнях, отсутствуют физиологически необходимые
сенсорно-моторный и символьный этапы восприятия информации. Такая подача
учебного материала направлена на работу левого полушария мозга. Отсутствие
приёмов работы с правым полушарием нарушает правильное использование функций
головного мозга и нарушает естественный порядок прохождения информации.
Подача материала не сориентирована на включение
всех каналов восприятия информации, что не может привести к гармоничной
работе системы ребёнка. Нарушение гармонии влечёт проблемы физического,
психического здоровья. Таким образом, необходимо отметить, что
основной закон –
природосообразность (сообразность природе Тела – Мозга - Информации) в ОУ
используется мало.
Таблица
эргономических показателей учебника “Мир Земли”
(географии 6 класса)
авторы В. А. Кошевой,
И. В. Душина, А. А. Летягин, А. А. Лобжанидзе
М., 1999.
Максимальный
балл |
Оцениваемый
учебник |
I
блок - информационный аспект
|
10 (при
соблюдении четырёх этапов приёма информации: 1 – сенсорно-моторного, 2 –
символьного, 3 - логического, 4 - лингвистического) |
5 (использование
только логического и лингвистического этапов приёма информации) |
II
блок – психофизиологический аспект
(с учётом функциональных особенностей системы тело
– мозг)
|
10 (при использовании
5 – 6 сенсорных каналов тела) |
3
(использование двух сенсорных каналов: зрение и слух)
|
III
блок – следование естественным биоритмам человека
|
10 (при выделении 2-х
блоков информации для следования естественным биоритмам
“активность-релаксация”) |
5 (использование
теоретического текста только в активном режиме – 50%).
|
IV
блок – использование образов-символов
(ассоциативные природные модели), посредством которых информация
транспортируется в долговременную память
|
10 (при использовании
ассоциативных природных моделей) |
5 (фрагментарное
использование фотографий, рисунков, обеспечивающих кратковременную
память) |
V блок –
использование системы образов, изоморфной как структуре изучаемого
явления, так и архетипической структуре психики человека, позволяемой
выработать учащимся навык самоорганизации в своей информационной системе
|
10 (при
использовании системы образов, даваемых в рекомендательном режиме) |
0 (не
используются)
|
VI блок –
изоморфность индивидуальной символьной(архетипической) структуре психики
человека за счёт предоставления свободы выбора ассоциации к явлению на
этапе закрепления изучаемого материала |
10 (при свободе
выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления материала) |
1
(спонтанно)
|
VII
блок – многократная перекодировка информации с
языка символов на язык логики и обратно
|
10 (при
многократной перекодировке информации) |
1 (спонтанно)
|
VIII блок – апелляция
к структурам в головном мозге, отвечающим за чувственное восприятие,
позволяющая аккомодировать, закрепить учебные мыслеобразы, наполненные
информацией в алгоритмическом порядке, в памяти, “вживить” их в
индивидуальную информационную систему человека |
10 (при
использовании фито-тейст-фона, простых, понятных образов, наполненных
структурированной информацией в алгоритмическом порядке) |
5 (использование
выразительной иллюстративной, табличной, схематической подачи материала,
сочетания картосхем и профилей) |
10 (при
сопряжении симультанной и сукцессивной функций зрения и мозга) |
5
(использование только сукцессивной функции зрения и мозга)
|
X
блок показатель биообратной связи – не проводилось
|
Итого
|
90 баллов |
30
баллов
|
Таким образом, учитывая современный уровень развития
естественных и гуманитарных наук, согласно требованиям природосообразности
образовательного процесса ОУ рекомендуется к доработке по следующим
параметрам:
-
гносеологическим:
в построении ОУ учитывать данные о природе
информации, психологии её восприятия, нейрофизиологических волновых
процессов и других тенденций психологической науки (Ж. Пиаже, К.
Прибрам, В. Вульф, У. Найссер, Р. Сперри, Ю. Иванов, Н. Маслова, И.
Шванёва).
-
методологическим и методическим:
в изложении учебных текстов необходимо
использовать биологически адекватные методологические и методические
основы преподавания, организующие навыки нового типа мышления
(целостного, природосообразного) мыслеобразами.
-
этическим:
учитывать идею восприятия целостного мышления,
через нравственный природосообразный метод и на этой основе формировать
высокую культуру и нравственность;
-
эргономическим
исходя из природосообразности (биоадекватности) как
основного закона образовательного процесса, использовать в изложении
информации знания природы человека, законы работы мозга и информации. На
этой основе довести уровень эргономических показателей, с учётом биообратной
связи ОУ до 100%.
Кандидат психологических наук Л. В. Мазурина
Кандидат психологических наук Н. В. Антоненко
Кандидат педагогических наук М. В. Малыхина
|