RUSSIAN NATURAL SCIENCES ACADEMY

   РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

   ОТДЕЛЕНИЕ "НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

СТРУКТУРА ОТДЕЛЕНИЯ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

НАУЧНАЯ РАБОТА

ОБРАЗОВАНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

РЕГИОНЫ

СОЦ. ПРОГРАММЫ

БИБЛИОТЕКА

ГАЛЕРЕЯ

ПЕРСОНАЛИИ

НАГРАДЫ

НОВОСТИ

ГОСТЕВАЯ

Лекции, мастер-классы, медицинские консультации  

Краткий отчет о XV научно-практической конференции в Москве «НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ФУНДАМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА» (подробнее)

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖАКАДЕМИЧЕСКИЙ

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об учебнике “Мир Земли” (география 6 класс)

авторы В. А. Кошевой, И. В. Душина, А. А. Летягин, А. А. Лобжанидзе, М., 1999.

Согласно государственным образовательным стандартам, международным нормам по правам человека, а так же в соответствии с Федеральным законом “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, Постановлением Правительства Российской Федерации № 224 от 23.03.2001 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”, Концепций модернизации российского образования, осуществляется эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В его задачи входит повышение качества, разгрузка и обновление содержания образования, обеспечение условий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, введение современных педагогических технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение.

Международный межакадемический экспертный совет проводит работу по оценке соблюдения прав участников образовательного процесса, направленную на выявление степени соответствия образовательных средств современному уровню естественных и гуманитарных наук, программным, этическим и эргономическим показателям.

  1. Соответствие современному уровню естественных и гуманитарных наук.

    Оцениваемый учебник “Мир Земли” (в дальнейшем ОУ) является продолжением курса географии 5 класса “Как люди открывали Землю и создавали карту”. Цель данного учебника - формирование современных представлений о географии, как о системе взаимосвязанных наук, решающих проблемы современности, воспитание планетарного географического мировоззрения основанного на осознании научной картины мира Земли. Содержание ОУ широко и энциклопедично. Оно представлено общеземлеведческой основой. Это науки о Земле, как целостной географической системе, история развития географических идей и методы научных исследований, природные, антропогенные системы и, связанные с ними, глобальные проблемы человечества. В курсе рассматриваются начальные сведения о плазменном состоянии вещества и его использовании, система энергообмена в географической оболочке, впервые обращено внимание на химическую природу гидросферы. Особый интерес представляют понятия современной науки – “геосистема”, “ноосфера” и роль человека в формировании нового этапа развития планеты.

    Таким образом, информационная основа ОУ решена в соответствии с современными достижениями наук.

    Следует отметить, что в построении учебных текстов не использованы данные о природе информации, психологии её восприятия, нейрофизиологических волновых процессов и других тенденций психологической науки (Ж. Пиаже, К. Прибрам, В. Вульф, У. Найссер, Р. Сперри, Ю. Иванов, Н. Маслова, И. Шванёва), позволяющие правильно применить механизмы познания в образовательном процессе.

  2. Программные показатели.

    ОУ базируется на требованиях образовательных стандартов школ РФ по географии, концепции развивающего обучения “Школа 2100” и ориентирован на массовую школу. В структурном отношении учебник состоит из шести разделов: “Земля — частица космоса”, “Мир камня”, “Мир воды”, “Мир воздуха”, “Мир жизни” и “Мир географических систем”.

    Введение знакомит школьников с “миром Земли”, с современным взглядом на географию, практической значимостью и возрастающей ролью географических знаний. Особо рассматриваются стихии и стихийные явления природы.

    В разделе — Земля — частица космоса” - представлены астрономические сведения планеты, научные гипотезы происхождения, определён космический адрес и взаимодействие Земли с ближайшими космическими телами. Основной акцент сделан на географические следствия формы, размеров и движений нашей планеты. Завершается раздел описанием стихийных явлений, связанных с воздействием космоса на природу Земли.

    Оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера) рассматриваются в следующей последовательности: происхождение, краткая характеристика вещественного состава, свойства, объекты и процессы, происходящие в каждой оболочке, взаимодействие человека, стихийные процессы и практические рекомендации по обеспечению личной безопасности в той или иной ситуации.

    Раздел — “Мир географических систем”носит обобщающий характер, подводя итог изучения курса.

    В конце каждого раздела подводятся итоги ввиде обобщающих текстов (стр.35, 65, 121, 165, 204, 222). Это помогает закрепить основные положения и проверить, как усвоен учебный материал.

    Несмотря на то, что ОУ полностью отвечает программным требованиям, прослеживается тенденция увеличения объёма содержания школьного курса (222 стр, 57 параграфов). Перегруженность тем теоретическим материалом (§1 – 5 стр., §3 – 5стр., §10 – 6 стр., §49 – 7стр. и т.д.) противоречит природосообразному принципу восприятия учебного текста. Следует считаться с реальным количеством часов, отведённых в школьном расписании и возможностями учащихся. Кроме того, в период быстрой сменяемости информации такой путь неэффективен.

    Развитие приёмов работы с географическими планами и картами, понятийные знания (параллель, меридиан, экватор, широта, долгота) определяют успех последующего изучения курса географии в 7 классе. В ОУ отсутствует специальный картографический раздел. Фрагментарность заданий по работе с картой положения не меняет. Авторами предлагается разобрать данный материал на базе творческой работы с атласом за счёт резервных часов. К сожалению, резервного времени при работе с ОУ не остаётся, навыки работы с картой и планом, полученные в 5 классе, забываются.

  3. Этические показатели.

Этические параметры образовательного средства являются важнейшими его характеристиками, соответствуя биологической, психической, социологической природе человека без насильственного вторжения в какую-либо из указанных сфер. Не нарушение естественного права ребёнка развиваться сообразно своей природе позволяет говорить о природосообразном образовании, важной составляющей которого является научение целостному (природосообразному) мышлению как эффективному инструменту развития гармоничной личности. Это и есть путь к формированию этических норм взаимоотношений между людьми, т.к. чем комфортнее себя чувствует человек, тем более гармоничны его реакции на запросы внешнего мира.

Построение текста ОУ направлено на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру. Логическая структура, проблемное изложение материала ориентированы на развитие дискурсивно-логического (левополушарного) мышления. Пояснительные и дополнительные тексты (стр.11, 14, 29, 31, 33 и т.д.) способствуют развитию эмоциональной сферы личности учащихся, что создаёт позитивный настрой.

Игнорирование в ОУ двух первых этапов восприятия информации (сенсорно-моторного и символьного), неиспользование возможностей совокупной работы правого и левого полушарий мозга человека влечёт проблемы в развитии целостного мышления. Трудно представить гармоничное состояние ребёнка, если у него не функционируют природные каналы сенсорного восприятия мира и отключён мозг в значительной его части.

ОУ обильно иллюстрирован: рисунки, схемы, сочетание картосхем и профилей (стр. 17, 22, 57, 99, 213). Не смотря на большое количество редких фотографий (стр.88, 108, 106, 131, 132 и др.), выразительных рисунков, в размещении их отсутствует принцип золотых пропорций, что мешает развитию чувства прекрасного. Отсутствие нумерации иллюстраций создаёт неудобство в работе. Использование большого количества различных видов и размеров шрифтов (5 видов) разрывает целостность текстового оформления.

  1. Эргономические показатели.

Организация обучения в ОУ ориентирована на проблемный подход в образовательном процессе. Учебный материал изложен эвристическим (частично поисковым) и проблемным методами. Система вопросов и заданий направлена на организацию активной учебной деятельности. Они размещены в разных частях текста: перед параграфами актуализируют опорные знания, мотивируют познавательную деятельность учащихся; в конце параграфа ранжированные по сложности, позволяют осуществлять дифференцированный подход.

ОУ соответствует возрастным особенностям шестиклассников. Доступность изложения, интересные вопросы, творческие задания делают предмет интересным и усиливают учебную мотивацию. Возрастные особенности учащихся были бы учтены лучше, если бы информация была структурирована в алгоритмическом порядке на природном образе и разбита на блоки для физиологически необходимой работы в биоритмической методике (смена деятельности в фазах активности и релаксации).

ОУ содержит обширный материал для самостоятельной работы. Навыки её решаются в ходе учебных задач (стр. 22, 29, 34, 41, 213, 219 и др.). Проведение экспериментов и опытов, учебных исследований, наблюдений направлены на развитие умений работать с приборами и инструментами (стр.70, 93, 102, 114, 156 и т.д.). Большое количество заданий (стр.18, 34, 46, 48, 78 и т.д.) сориентировано на развитие творческой деятельности школьников.

Наглядность ОУ служит источником новых знаний, так как к большинству рисунков и схем составлены специальные вопросы и задания. Однако все её виды работают на сукцессивную (узкоформатную) функцию глаза и мозга, посредством которой сведения доставляются в левое полушарие на переработку, где обеспечивается лишь кратковременная память. Эффективность же усвоения материала, архивирование его в долговременной памяти совершается за счёт срабатывания симультанной (широкоформатной) функции, подключающей эмоциональную сферу. А это красочные образы, отображающие географические явления, с нанесённой на них информационной свёрткой, выполненные профессиональным художником (в данном учебном пособии не применяются). Кроме того, отсутствие диоинформации (графического и схематического представления материала в диосцене) не позволяет подключить симультанные и сукцессивные возможности глаза и мозга, обеспечивающие немедленный доступ информации в мозг и экономию умственных затрат в процессе познания.

Сведения в учебнике представлены лишь на логическом и лексическом уровнях, отсутствуют физиологически необходимые сенсорно-моторный и символьный этапы восприятия информации. Такая подача учебного материала направлена на работу левого полушария мозга. Отсутствие приёмов работы с правым полушарием нарушает правильное использование функций головного мозга и нарушает естественный порядок прохождения информации. Подача материала не сориентирована на включение всех каналов восприятия информации, что не может привести к гармоничной работе системы ребёнка. Нарушение гармонии влечёт проблемы физического, психического здоровья. Таким образом, необходимо отметить, что основной закон – природосообразность (сообразность природе Тела – Мозга - Информации) в ОУ используется мало.

Таблица эргономических показателей учебника “Мир Земли”

(географии 6 класса)

авторы В. А. Кошевой, И. В. Душина, А. А. Летягин, А. А. Лобжанидзе

М., 1999.

 

Максимальный балл

Оцениваемый учебник

I блок - информационный аспект

10 (при соблюдении четырёх этапов приёма информации: 1 – сенсорно-моторного, 2 – символьного, 3 - логического, 4 - лингвистического)

5 (использование только логического и лингвистического этапов приёма информации)

 

II блок – психофизиологический аспект

(с учётом функциональных особенностей системы тело – мозг)

10 (при использовании 5 – 6 сенсорных каналов тела)

3 (использование двух сенсорных каналов: зрение и слух)

III блок – следование естественным биоритмам человека

 

10 (при выделении 2-х блоков информации для следования естественным биоритмам “активность-релаксация”)

5 (использование теоретического текста только в активном режиме – 50%).

IV блок – использование образов-символов (ассоциативные природные модели), посредством которых информация транспортируется в долговременную память

10 (при использовании ассоциативных природных моделей)

5 (фрагментарное использование фотографий, рисунков, обеспечивающих кратковременную память)

V блок – использование системы образов, изоморфной как структуре изучаемого явления, так и архетипической структуре психики человека, позволяемой выработать учащимся навык самоорганизации в своей информационной системе

10 (при использовании системы образов, даваемых в рекомендательном режиме)

0 (не используются)

 

VI блок – изоморфность индивидуальной символьной(архетипической) структуре психики человека за счёт предоставления свободы выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления изучаемого материала

10 (при свободе выбора ассоциации к явлению на этапе закрепления материала)

1 (спонтанно)

 

VII блок – многократная перекодировка информации с языка символов на язык логики и обратно

10 (при многократной перекодировке информации)

1 (спонтанно)

 

VIII блок – апелляция к структурам в головном мозге, отвечающим за чувственное восприятие, позволяющая аккомодировать, закрепить учебные мыслеобразы, наполненные информацией в алгоритмическом порядке, в памяти, “вживить” их в индивидуальную информационную систему человека

10 (при использовании фито-тейст-фона, простых, понятных образов, наполненных структурированной информацией в алгоритмическом порядке)

5 (использование выразительной иллюстративной, табличной, схематической подачи материала, сочетания картосхем и профилей)

10 (при сопряжении симультанной и сукцессивной функций зрения и мозга)

5 (использование только сукцессивной функции зрения и мозга)

X блок показатель биообратной связи – не проводилось

 

Итого

90 баллов

30 баллов

 

Таким образом, учитывая современный уровень развития естественных и гуманитарных наук, согласно требованиям природосообразности образовательного процесса ОУ рекомендуется к доработке по следующим параметрам:

    1. гносеологическим:

      в построении ОУ учитывать данные о природе информации, психологии её восприятия, нейрофизиологических волновых процессов и других тенденций психологической науки (Ж. Пиаже, К. Прибрам, В. Вульф, У. Найссер, Р. Сперри, Ю. Иванов, Н. Маслова, И. Шванёва).

    2. методологическим и методическим:

      в изложении учебных текстов необходимо использовать биологически адекватные методологические и методические основы преподавания, организующие навыки нового типа мышления (целостного, природосообразного) мыслеобразами.

    3. этическим:

      учитывать идею восприятия целостного мышления, через нравственный природосообразный метод и на этой основе формировать высокую культуру и нравственность;

    4. эргономическим

исходя из природосообразности (биоадекватности) как основного закона образовательного процесса, использовать в изложении информации знания природы человека, законы работы мозга и информации. На этой основе довести уровень эргономических показателей, с учётом биообратной связи ОУ до 100%.

 

Кандидат психологических наук Л. В. Мазурина

Кандидат психологических наук Н. В. Антоненко

Кандидат педагогических наук М. В. Малыхина

     

Copyrigth: РАЕН, отд. "Ноосферное образование"
Web-дизайн: Владимир Курылев
Художники:  Борис Индриков, Татьяна Жигунова и Валерия Амирова

Москва 2004                                                         

 
Hosted by uCoz